Критика — хорошо завуалированный комплимент

Мало кто любит, когда критикуют. Но всегда ли плохо, что в наш адрес звучат критические замечания?

Аверина_01.jpg
Кристина Аверина, медиатор-тренер, доцент, канд. юрид. наук, магистр психологии, практикующий судебный эксперт в сфере психологии, руководитель Центра медиации ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»

Слово «критика» происходит из греческого языка и означает «умеющий разбираться / способность различать / искусство разбирать, судить». А вот толковый словарь русского языка указывает уже на двоякое значение: 1) обсуждение, разбор чего-нибудь, с целью дать оценку, выявить достоинства и недостатки; 2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков. Получается, у нас есть возможность подходить к критике с разных сторон.

Думаю, профессионалы согласятся, что медиация строится на доверии прежде всего к посреднику, который призван урегулировать спор. Если у стороны конфликта нет доверия, значит, в адрес медиатора, скорее всего, будут звучать критические замечания.

 

Почему возможна критика от клиента?

Во-первых, из-за недоверия к самому институту медиации. Возможно, стороне, участвующей в споре, не дали четких пояснений о преимуществах и правилах процедуры примирения. А может быть, человек столкнулся с давлением, шантажом и прочим негативным воздействием со стороны второго участника, настаивающего на медиации.

Во-вторых, медиатор может услышать упреки из-за того, что ему просто не доверяют по гендерному принципу. Такие ситуации нередко встречаются при урегулировании семейных конфликтов, когда медиатор — женщина, а скептически настроенный мужчина указывает на наличие сговора между медиатором и его супругой. Ну, или он вообще полагает, что женщина не способна в полной мере оценить масштабы ситуации.

В-третьих, критиковать могут из-за недоверия к уровню профессионализма. Встречаются такие клиенты, которые непременно зададут вопросы о том, как давно медиатор практикует, каков процент успешного примирения и т. п. Поэтому важно быть готовым к вопросам такого рода. Имейте возможность продемонстрировать наглядно свои так называемые «твердые факты» (дипломы об образовании, удостоверения о повышении квалификации и проч.), а также — привести статистику.

Ну и наконец, поговорим о недоверии к действиям, поступкам и помыслам другой стороны. Здесь критика будет лететь в адрес оппонента. Вы можете услышать примерно следующие речевые стратегии: «Я вообще не верю, что с ним (ней) можно о чем-то договориться» / «С ним (ней) никогда ни о чем нельзя договориться, потому что…» / «Я вообще не верю, что при помощи какой-то медиации можно от этого человека чего-то добиться» и т. д.

Встречаясь с критикой от клиентов, следует четко разделять, из-за чего она возникла и что попало в поле критического обсуждения.

Высказывания недовольства возможны и со стороны коллег. Рассматривая эту критику, попробуйте разобраться, какого она рода — конструктивная или нет.


Признаки конструктивной критики:

  • замечания высказываются приватно, так как есть желание помочь, а не сделать больно;

  • критикует человек, который сам хорошо разбирается в том, о чем он говорит;

  • в адресованных вам замечаниях указывается на конкретные детали, на моменты, требующие внимания и коррекции;

  • критикующий предлагает изменение и развитие, а не просто высказывает свое субъективное мнение;

  • как правило, такого рода критические замечания делаются из альтруизма, как уже было сказано ранее, из желания оказать помощь и поддержку.

 

Неконструктивная критика

Такие замечания звучат, как правило, ради самого процесса выражения недовольства. Их можно распознать по следующим критериям:

  • высказываются человеком, который слабо разбирается в вопросе;

  • высказываются резко и заметно, в т. ч. для окружающих;

  • как правило, в замечаниях много обобщений, либо критике подвергается абсолютно все.

Эта критика встречается в 80% случаев, а причины ее — зависть или глупость.

Советую относиться к критике как к хорошо завуалированному комплименту! Если бы вы не были интересны, то ничего бы подобного в свой адрес не услышали бы.

И помните, как сказал Дейл Карнеги: «Никто никогда не бьет мертвую собаку!»


Теги: