На самом деле: реальные кейсы из практики медиатора

В каждом номере мы предлагаем читателям познакомиться с медиативной практикой лучших посредников страны. На этот раз о своем опыте рассказывает Ольга Загитова, профессиональный медиатор Центра медиации при РСПП, практический психолог, юрист в банковской сфере.

Ольга также приводит свое профессиональное мнение в отношении спорных моментов и задает вопрос: а как поступили бы вы? Ответы можете оставить в социальной сети ВКонтакте, в закрепленном посте в группе «Медиатор.РФ» , а также — прислать в редакцию на e-mail: press@медиатор.рф. Самые интересные мнения будут опубликованы на сайте.

 

Загитова_1.jpg
Ольга Загитова, профессиональный медиатор Центра медиации при РСПП, практический психолог, юрист в банковской сфере.
Кейс 1: «Давайте по-быстрому»

Общество «Клен» обратилось с заявкой о проведении медиации, его контрагент — общество «Рябина» — заранее согласился на процедуру. Представитель общества «Клен» заявил медиатору, что сторонам нравится быстрота и простота медиации. Также было сказано, что «Клен» в принципе договорился с «Рябиной», остались маленькие нюансы. И нужно срочно выйти на процедуру, поскольку руководитель послезавтра уезжает в отпуск.

Позиция медиатора. Посредник может учесть пожелания сторон о сроках, но в то же время он обязан обеспечить качественное проведение процедуры.

После заключения соглашения о проведении медиации посредник запрашивает необходимые документы и проверяет спор на медиабельность, оценивает полномочия сторон, изучает существо спора. Следующий этап — сессия переговоров. Медиатор не может гарантировать, что медиация закончится одной сессией, тем более, заключением медиативного соглашения. Исход процедуры во многом зависит от сторон и их стремления договориться. Именно поэтому медиатору необходимо тщательно коммуницировать со сторонами в премедиации, знакомить их письменно с порядком и правилами проведения процедуры, в том числе по вопросам подготовки к ней. Учитывая юридическую значимость медиации и ее правовых последствий, стороны и медиатор должны быть настроены на серьезную кропотливую работу на этапах переговоров и формирования медиативного соглашения. Особенно важно не пренебрегать правилами документооборота, соблюдать условия конфиденциальности.

Заявление стороны о том, что сроки поджимают, никак не может повлиять на профессионального медиатора с точки зрения игнорирования правил проведения медиации, включая сессии переговоров: именно в переговорах проявляется суть медиации как инструмента урегулирования споров.

А если руководитель планирует отъезд, то можно перенести переговоры либо предложить проведение сессии в режиме онлайн, а по приезду руководителя подписать медиативное соглашение.

Ну и, конечно, в медиации могут принимать участие представители сторон. Не забывайте проверять, чтобы эти лица были уполномочены принимать решения в ходе переговоров!

 

Кейс 2: Крупность сделки — вот в чем вопрос

Стороны обратились к медиатору для урегулирования конфликта по неисполнению обязательств из договора строительного подряда на сумму свыше 10 млн рублей. Медиатор при оценке спора на медиабельность задался вопросом: нужно ли в рамках проверки полномочий представителей сторон запросить справку об одобрении крупной сделки?

Позиция медиатора. Да, к медиативному соглашению применяются все правила по одобрению сделок. Поэтому при проверке полномочий сторон затребуйте эту информацию.

 

Кейс 3: График платежей — не все просто

В медиации решался спор между банком и клиентом о погашении задолженности. Стороны были заинтересованы в разрешении спора. Банк предложил график погашения задолженности, клиент изначально согласился с ним. Затем клиент сообщил, что в бизнесе есть фактор сезонности, но в графике предполагаются равные платежи в течение всего срока.

Стороны пришли к мнению, что специфику бизнеса нужно учесть, поскольку вне сезона клиенту банка будет затруднительно гасить задолженность в прежнем объеме, зато в сезон платеж может быть увеличен. Кроме того, медиатор спросил у клиента, есть ли дополнительные обстоятельства, затрудняющие исполнение графика? Клиент подтвердил, что есть, — у него планируется последний платеж по исполнительному производству другому взыскателю, и дата платежа совпадает с первым платежом по графику банка. И в этом случае медиатор помог сторонам найти взаимоприемлемое решение — первый платеж не перенесли, но уменьшили.

Позиция медиатора. Хотя представитель банка и клиент были уверены, что согласовали график, именно медиация помогла выявить фактор сезонности и наличие риска не внести первый платеж по графику.

Поэтому роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам прийти к соглашению, которое они смогут и будут исполнять с учетом особенностей бизнеса и других факторов риска, а для этого нужно хорошо разбираться в специфике рассматриваемого спора.


Теги: