Ошибки в проведении медиации

Правильно говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Оплошности случаются в любой работе, а критики всегда найдут, что прокомментировать. Однако профилактика в таком деле не помешает: мы собрали для вас мнения медиатора, юриста и психолога о самых серьезных, на их взгляд, пробелах в знаниях переговорщиков.

Игнорирование психологических тонкостей

Вероника Семенцова.png
Вероника Семенцова, профориентолог и семейный медиатор, бизнес-тренер, психолог-тренер, руководитель Центра содействия трудоустройству ГБПОУ РО "РТТС", преподаватель программ для подростков и родителей на базе Родительского Университета ДГТУ
"Если метафорично представить любой конфликт, то это словно разговор на разных языках. Оттого, что стороны не понимают друг друга, возникают негативные эмоции, которые и ведут к печальным результатам в любых отношениях.

Получается, что медиатор — это некий переводчик между людьми. Какие же ошибки он может допустить?

1. Метафорически не знать языка, который сможет "договорить" именно эти стороны. По факту — не осознавать психологических особенностей разных возрастов, не понимать типажей личности участников конфликта.

2. Не знать корня проблемы перед встречей, не выяснить глубинные причины конфликта. Ведь конфликт берет начало задолго до того, как приходит медиатор.

3. Мало задавать вопросов обеим сторонам, больше говорить самому.

4. Принимать только одну сторону, игнорируя желания и интересы другой.

5. Не знать вторичных/скрытых выгод сторон.

6. Перед решением конфликта не знать стиля поведения обеих сторон: нападение, замирание или избегание.

7. Не учитывать разницу поколений X, Y, Z. Есть очень важные различия в восприятии жизненного уклада и ценностей.

8. Не дать время на обдумывание обеим сторонам новых обстоятельств, открывшихся с помощью медиатора, на проживание эмоций, которые возникли в результате встречи.

9. Не показать явные и неявные выгоды обеим сторонам в случае примирения.

10. Не дать возможности поочередно высказать свое видение ситуации обеим сторонам.

11. Не зафиксировать вслух на встрече каждый шаг от обеих сторон, который был совершен с целью примирения. То есть важно озвучить все, даже мелкие, попытки урегулирования ситуации, похвалить стороны за проделанную работу".

 

Недоработки при заключении медиативного соглашения

Светлана Гузь.jpg
Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business

"Чаще всего ошибки появляются, если медиатору не удалось найти нужные вопросы, снизить градус эмоций, выяснить важную для решения спора информацию, установить глубинные причины конфликта. В результате посредник не выполняет важнейшей функции — помощи сторонам в поиске оптимального решения.

Любое медиативное соглашение должно проверяться на его реальность и исполнимость — в противном случае конфликт с легкостью может возникнуть повторно. Важно учитывать и то, что недостаточная проработка условий соглашения с юридической точки зрения может привести к его признанию недействительной сделкой.

Обращаю ваше внимание на судебную практику, в ходе которой выявлялись проблемы заключенных медиативных соглашений.

  • В деле № А60-70300/2017 медиативное соглашение затронуло интересы лица, которое не принимало участия в процедуре медиации, что, конечно же, является существенной ошибкой. В медиации должны участвовать все стороны спора и лица, принимающие решения.

  • В деле № А56-67268/2020 дефект в полномочиях подписанта медиативного соглашения привел к недействительности самого соглашения.

  • В делах по оспариванию отказов банков в исполнении медиативных соглашений — № А40-164020/21, № А40-242687/20 — суды пришли к выводу, что не доказана реальность договорных отношений, а следовательно, медиативное соглашение стало инструментом злоупотребления правом, направленным на создание искусственной задолженности.

  • В банкротном деле № А59-1019/2018 при рассмотрении вопроса о включении требований в реестр на основании медиативного соглашения суд исследовал всю цепочку взаимоотношений сторон по делу и пришел к выводу, что не подтверждено реальное выполнение работ, а значит, не подтверждено и наличие первоначальной задолженности. Все документы по передаче задолженности были названы недействительными.

  • В деле № А73-16648/2018 суд округа подтвердил, что заключение медиативного соглашения не может служить способом повышения очередности удовлетворения требований кредитора, аффилированного с должником, если сама по себе задолженность признана компенсационным финансированием должника.

  • В деле № А33-23579/2015 суды не стали утверждать медиативное соглашение, поскольку ранее должник отказался от его исполнения. Доводы сторон о том, что соглашение вступает в силу с даты его подписания и новирует обязательства сторон, признаны необоснованными.

На мой взгляд, не в каждой этой ситуации можно говорить об ошибках медиатора. Но в ряде случаев медиатор мог помочь избежать рисков оспаривания медиативного соглашения — путем проверки сведений из ЕГРЮЛ, анализа сведений о судебных спорах (kad.arbitr.ru) и т. д.

Рекомендую медиаторам проявлять внимательность при проведении процедуры — во избежание использования примирительной процедуры как инструмента злоупотребления правом и обхода законодательства. Советую анализировать ответы участников медиации на предмет действительности обстоятельств спора, о которых они рассказывают, а также осуществлять хотя бы минимальную проверку полномочий сторон и публичной информации (о судебных спорах, о принадлежности имущества, об арестах и ограничениях и др.).

Как представляется, юридический due diligence своими силами или силами привлеченных юристов поможет обеспечить эффективность медиативного соглашения и обезопасить как стороны конфликта, так и самого медиатора".

 

Неумение организовывать переговоры

Альберт Казарян.jpg
Альберт Казарян, психолог, советник по стратегическому развитию

"Медиация довольно подробно урегулирована специальным законом, и многие ошибки связаны с нарушением его положений. К сожалению, бывают случаи, когда медиаторы не соблюдают конфиденциальность полученной информации. Для любого такого обнародования обязательно согласие обеих сторон. Иногда медиатор без согласования публично сообщает о предложении одной из сторон — это тоже грубая ошибка.

Большинство же ошибок связано с недостаточной психологической грамотностью медиатора. У человека, выполняющего эту важную работу, не должно возникать желания самоутвердиться за счет своих доверителей. Его главная цель — достижение гармонии между сторонами спора, а отнюдь не собственный пиар. Неумение слушать, низкий уровень эмпатии, принятие поспешных решений — все это приводит к срыву переговорного процесса".

 

 


Теги: