В России обсуждают инициативу по созданию системы профилактики школьной травли

В Общественной палате (ОП) на нулевом чтении законопроекта по созданию системы профилактики школьной травли была представлена концепция обязательного внедрения служб медиации в школах. Эти службы займутся ранним разрешением конфликтов между учащимися. Документ подтвердили в Госдуме, среди его соавторов – Яна Лантратова, первый зампредседателя комитета по просвещению. Законопроект предполагает внесение изменений в существующие законы, касающиеся образования и профилактики правонарушений несовершеннолетних. Профильные министерства должны будут разработать межведомственную программу по борьбе с травлей в школах и интернете.

В России обсуждают инициативу по созданию системы профилактики школьной травли

В представленной версии законопроекта травля определяется как систематическое (более двух раз) умышленное причинение вреда через насилие, унижение или издевательства. По данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин сталкивался с травлей в школе (25%), а 19% опрошенных заявили, что буллинг испытывали их дети или внуки. Опрос проводился методом телефонного интервью в августе 2024 года, в нем приняли участие 1600 совершеннолетних граждан.

Согласно документу, службы медиации смогут работать как при школах, так и на базе центров психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи, созданных по инициативе региональных властей. Помимо конфликтов между школьниками, службы медиации должны будут заниматься предупреждением антиобщественного и противоправного поведения учащихся. Подобная рекомендация о создании таких служб в образовательных учреждениях была предложена Минобрнауки еще в 2013 году, но их работа остается малоэффективной: нынешние службы не используются в полной мере, а их сотрудники перегружены основными обязанностями. Из этого следует рекомендация привлекать внешних специалистов, поскольку школьные педагоги могут принимать сторону одного из участников конфликта или даже непреднамеренно становиться его инициаторами.

Принятие законопроекта также предполагает, что случаи травли будут фиксироваться и передаваться в региональные комиссии по делам несовершеннолетних, а в случае нарушения закона – в полицию. Социальные службы получат информацию о жертвах и инициаторах буллинга. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних будут заниматься индивидуальной профилактикой участников школьных конфликтов и их родителей. Институты социальной поддержки смогут вовлекать агрессоров в кружки и секции по интересам, а учреждения по делам молодежи – работать с их вовлечением в общественную деятельность. Основной принцип, на котором строится сейчас профилактика буллинга – это принцип восстановления, где агрессору предоставляется возможность осознать ответственность и исправить ситуацию.

Эксперты считают, что важным шагом в профилактике буллинга может стать введение уроков психологии в начальной школе. Дети смогут развивать навыки саморегуляции, коммуникации и конструктивного выражения своих эмоций. Дополнительно участвовать в профилактике агрессии среди школьников следует родителям и профильным НКО, так как нередко школы стараются скрывать проблемных учеников, а в крайних случаях просто исключают их. 



Теги: буллинг, медиация в школах, профилактика агрессии, школьные конфликты, законопроект