В США был разработан специальный индекс для отслеживания затрат на гражданские судебные процессы. Согласно Business Daily, опрос компаний из списка Fortune 500 показал, что в период с 2012 по 2013 год они потратили 210 миллиардов долларов на судебные разбирательства.
Некоторые споры касались нарушения прав интеллектуальной собственности и правоприменения и требовали услуг узкоспециализированных, дорогостоящих юристов. Например, спор об интеллектуальной собственности между Samsung и Apple, согласно источникам, оценивается в 1,8 миллиарда долларов.
Еще одни весомым недостатком судебных разбирательств является их затяжной характер. Некоторые гражданские дела могут рассматриваться годами по причине загруженности судов.
Почему же компаниям стоит обращаться к медиации?
-
Во-первых, необходимо помнить, что зачастую большого экономического смысла в судебном разбирательстве нет, учитывая все сопутствующие издержки и трату времени. Обученные медиаторы, как правило, быстро определяют основные разногласия и направляют стороны к их урегулированию.
-
Во-вторых, медиация помогает сторонам сохранить отношения. Это не враждебный процесс, в отличие от судебного разбирательства, где есть победитель и проигравший. Посредничество помогает сторонам прийти к взаимовыгодному соглашению.
-
Медиация удобна и тем, что происходит в заранее оговоренном, удобном для обеих сторон месте и в установленное время. Сторонам не нужно ждать судебного установления сроков рассмотрения дела.
-
Еще одним преимуществом является частный характер медиации. В процессе применения процедуры общественность не может быть ознакомлена с деталями дела - сохраняется имидж компаний и репутация сторон.
Эти и многие другие особенности медиации позволяют сделать вывод о том, что она может и должна быть рекомендована бизнес-структурам в качестве варианта разрешения споров и конфликтных ситуаций.