Однако есть нюанс, заключающийся в том, что бизнес вообще и в России в частности не сводится к набору прописных истин. Он многолик и скорее похож на шахматы, марафон и бокс, причём одновременно. И как в любом виде спорта, в бизнесе важны тренировки – ежедневные и упорные.
Проблема в том, что руководитель всё время «в игре» или «в ринге», тренироваться ему некогда. Более того, зачастую менеджер - это наёмный работник, действующий в интересах собственника, поэтому разбираться в истинных мотивах сторон, анализировать конфликтную ситуацию не всегда удается самостоятельно.
Чем же может быть полезен медиатор бизнесменам и менеджерам? Прежде всего, нейтральным «взглядом со стороны»: вовремя заданный вопрос, неожиданный ракурс анализа ситуации – всё это можно получить от медиатора.⠀
Опираясь на внутренний потенциал человека, помогая задуматься над неочевидными нюансами, медиатор провоцирует к самостоятельному движению вперед, превращаясь в своеобразную «внешнюю совесть», становясь соратником, спутником, проводником, спарринг-партнёром…
А ещё, в арсенале медиатора есть психологическая поддержка, безоценочность и постоянная обратная связь.
Поэтому медиация в бизнесе актуальна, как для личностного развития (повышается договороспособность), так и для повышения эффективности организации.
Применение медиации в бизнесе имеет свои особенности. Суть их в том, что руководитель, формулируя запрос, делает это, как через призму интересов самой организации, так и своих личных, которые он планирует достичь с помощью этой организации.
Подобный дуализм во многом определяет круг задач, для решения которых целесообразно привлекать медиатора.
Эти задачи можно разделить на два больших блока.
Первый - задачи самой организации, направленные на повышение эффективности и продуктивности:
-
Выявление сущностных противоречий, лежащих в основе избранной организационной структуры компании (каждый тип оргструктуры имеет свой «любимый» набор конфликтов);
-
Определение основных зон напряжения, возникающих внутри и между этими противоречиями;
-
Медиативное сопровождение принятия наиболее значимых стратегических решений, касающихся дальнейшего развития компании;
-
Проверка конфликтного потенциала данных решений;
-
Предупреждение и разрешение деструктивных конфликтов.
Второй блок - задачи связанные с развитием людей в организации и в первую очередь личности самого руководителя и/или владельца бизнеса. Это такие задачи, как:
-
Развитие медиативной компетентности руководителей и сотрудников, что позволит им самостоятельно выявлять противоречия и конфликты, управлять ими в соответствии с ситуацией;
-
Помощь менеджерам и сотрудникам в освоении конструктивных форм поведения в конфликтах.
Таким образом, медиация в бизнесе – это способ получить желаемый результат при контролируемом уровне рисков.
И если вы, как руководитель или владелец бизнеса, заинтересованы в снижении рисков, повышении эффективности разрешения споров, уменьшении потерь от конфликтов и затрат на судебные издержки, усилении репутационной составляющей бизнеса - вызывайте медиатора.