Татьяна Мачкова, генеральный директор ООО «Сбер Лигал»
Алена Шолленберг, руководитель направления Правового департамента ПАО Сбербанк
Это тайна!
К конфиденциальным относятся любые сведения, доступ к которым ограничен законодательством: персональные данные или информация, составляющая тайну — профессиональную (адвокатскую, банковскую, аудиторскую и пр.), коммерческую, служебную, государственную. Законодательный перечень — не закрытый.
Персональными данными, охраняемыми законом, называют любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к физическому лицу.
Компании самостоятельно определяют, что для них представляет собой коммерческая тайна: утверждают перечень, порядок хранения сведений, список ответственных лиц и прочее, основываясь на требованиях специального федерального закона.
На суд общественности
Однако споры и конфликты неизбежны. Нередко это влечет обращение в суд и появление в публичной плоскости данных, которые стороны пожелали бы скрыть. Речь идет про сведения о споре и сторонах, которые становятся общедоступными и отражаются в картотеке арбитражных дел или в базах данных судов общей юрисдикции, где решения не всегда обезличиваются.
Закрытие судебных заседаний — не выход: это единичная практика, осуществляемая по усмотрению суда. Стороны не могут попросить суд провести закрытое судебное заседание только лишь потому, что им важно сохранить деловую репутацию или сведения, касающиеся деятельности лица, его финансового состояния.
Например, за 2021 год в судах общей юрисдикции в закрытых судебных заседаниях было рассмотрено менее 0,1% от общего количества дел, в арбитражных судах процент удовлетворенных ходатайств еще меньше.
При этом даже закрытие судебного заседания не позволит сохранить в тайне факт наличия спора между сторонами, более того — появится ряд ограничений. Например, в арбитражном процессе использование средств видео-конференц-связи и системы веб-конференции в закрытом судебном заседании не допускается, а это приводит к дополнительным расходам на участие в судебных заседаниях.
Пусть это будет между нами
В результате сегодня очевиден повышенный запрос сторон спора:
- на сохранение конфиденциальности их данных;
- на отсутствие доступа третьих лиц к информации о наличии и существе конфликта.
Для физических лиц запрос на конфиденциальность зачастую объясняется характером и деликатностью рассматриваемых дел. В отношении семейных споров (особенно, когда дело касается несовершеннолетних детей), стороны предпочитают избегать огласки и публичности.
Для юридических лиц эта потребность напрямую связана с необходимостью защиты такого нематериального актива фирмы, как «деловая репутация».
Появление в картотеке арбитражных дел информации об иске одного из кредиторов компании может спровоцировать подачу заявлений остальными и образовать «снежный ком», в котором организация с временными финансовыми трудностями должна будет исполнить требования кредиторов одномоментно. Зачастую это приводит к банкротству.
Не меньшая конфиденциальность требуется, если спор касается трудовых отношений, где работодателю важно сохранить свою репутацию, моральную устойчивость команды, а работнику — положительное резюме.
При решении споров между учредителями компании запрос на конфиденциальность наиболее велик, поскольку неразглашение информации о конфликте сохранит инвестиционную привлекательность компании, а также — стоимость ее акций.
Молчание — золото
Ответ на возникший запрос — медиация. Ведь при ее проведении в силу императивного требования закона должна сохраняться конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации (кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, или ситуаций, когда стороны договорились об ином).
Участники, медиатор, организация, проводящая процедуру медиации, а также присутствовавшие на медиации другие лица не вправе ссылаться на информацию в отношении спора. Причем мы говорим даже о таких обстоятельствах, как предложение одной из сторон применить медиацию или о готовности другой к участию в процедуре. Нельзя раскрывать и саму суть переговоров — мнения, признания, предложения к урегулированию.
Крайне важный вопрос — реализация этого принципа в ходе проведения медиации, поскольку процедура требует идентификации сторон, сбора и обработки персональных данных, безопасного хранения и обмена документами между всеми участниками, единых и конфиденциальных средств для коммуникаций и общения.
Онлайн-сервис: сбережем ваши данные!
Для решения этих вопросов ООО «Сбер Лигал» запустил первый сервис онлайн-медиации на «СберЮрист», в котором учел и реализовал все фундаментальные принципы медиации — в том числе по сохранению конфиденциальности процедуры.
Авторизация на сервисе позволяет провести автоматическую проверку участников спора. ООО «Сбер Лигал», являясь оператором персональных данных, обеспечит сбор, обработку и хранение персональных данных сторон в соответствии с требованиями закона.
По специальному принципу на сервисе реализованы хранилища документов, обеспечивающие конфиденциальность направляемой информации и предоставляющие возможность выбрать лицо, которому документы будут доступны — всем, либо только медиатору.
Для оперативности решения вопросов участникам медиации доступны на сервисе видеоконференции, а также групповой чат, с возможностью приглашения до пяти заинтересованных лиц.
Информация о проведенных процедурах, сторонах и принятых решениях не разглашается и недоступна для третьих лиц.
Медиация на сервисе «СберЮрист» полностью отвечает тенденциям общества на бесконфликтную среду и удовлетворяет потребность в сохранении конфиденциальности, деловой репутации и партнерских отношений между сторонами.