Елена Ивановна не знала, как себя вести. Внутри у нее клокотали одновременно и ярость, и обида до слез.
— Немедленно прекратите галдеть, — привычно взвизгнула она, чем вызвала очередной шквал улюлюканий.
Ее класс объявил ей войну, используя все имеющиеся средства, от бойкота и отказа выполнять домашние задания до откровенного хамства. Педагог с многолетним стажем, она впервые столкнулась с таким поведением и не очень понимала, чем именно была вызвана подобная агрессия ее шестиклашек. Вот уже несколько лет она старалась быть идеальным классным руководителем, который прислушивается к потребностям и детей, и родителей. Но ситуация становилась все хуже.
Более того, ее ребята отвратительно вели себя и с другими учителями: срывали уроки, дерзили. И даже на переменах в общении с другими школьниками и сотрудниками выказывали неуважение и агрессию. Последней каплей стало заявление родителей ее класса директору с просьбой разрешить конфликт…
Еще Гегель утверждал, что конфликты являются неотъемлемой частью любой системы, ибо без противоречия не может быть развития. И данный случай подтвердил это в полной мере. Ученикам, родителям и педсоставу школы повезло, что медиации подвластно мирно уладить конфликт даже в столь непростой среде и, на первый взгляд, безнадежной ситуации.
Школа — это пространство, где общаются люди разного пола, возраста, жизненного опыта и склада характера. К тому же это иерархическая система, а значит, конфликт мировоззрений, опыта и взглядов на жизнь практически неизбежен, ведь система реакций и принципы взаимодействия всех этих людей сильно различаются. Возникает недопонимание, перерастающее в раздражение, и, как следствие, агрессивное поведение, эмоциональные всплески вплоть до состояния аффекта.
В независимую службу по работе с конфликтами в школьной среде поступило заявление от родителей шестого класса. Они просили «организовать работу по преодолению недопониманий между классным руководителем и классом». Судьбу класса уже пыталась решить школьная администрация. Собирались его расформировать, ведь шестиклассники неоднократно нарушали своим поведением устав школы.
Работа началась с установления контакта и разъяснения того, что такое процедура медиации и какой она планируется. При урегулировании любого конфликта в школьной среде важно учитывать его «область поражения». В данном случае в нем были задействованы ученики шестого класса, родители, классный руководитель, представители школьной администрации и иные педагоги. Соответственно, работали со всеми участниками конфликта.
После получения добровольного согласия на медиацию были проведены встречи по методике «Круги сообществ».
Первый круг — это знакомство с отдельными сообществами. Цель — определение проблем и разграничение зон ответственности. Одно из сообществ состояло из взрослых участников конфликта: директор, завуч, социальный педагог, психолог, классный руководитель и родители. После беседы снялось противостояние между администрацией и родителями. Руководители школы согласились дать шанс ребятам проявить себя с другой стороны. Кроме того, родители проявили готовность к выработке конструктивного решения. Общее осознание, а не отрицание проблем сплотило данных участников конфликта.
Далее работа велась с детьми. Первый круг — вновь знакомство и определение проблем. Как выяснилось, ученики их видели совсем иначе, нежели взрослые. Ребята, например, акцентировали внимание на непринятии их класса в целом всей школой. Они считали важным противостоять. Им нравилось «пугать» школу и платить за нелюбовь ответной нелюбовью и даже агрессией.
Второй этап был построен на проработке абстрактных понятий. Работа велась с классом и классным руководителем отдельно, а предложенные к обсуждению понятия были общими. Разделенная работа — разумное решение, конфликт был в острой фазе, а педагог к совместному общению был еще не готов. Обсуждались такие понятия, как хороший и плохой, добро, агрессия, разные типы людей и как с ними выстраивать отношения, что делать, если «я испытываю раздражение и неприязнь к другому человеку, последствия моих действий».
В ходе второго этапа учащиеся осознали слабость человека, который демонстрирует агрессивное поведение. Последствия агрессии были разрушительны и не соответствовали интересам и потребностям детей. Вторым открытием стало то, что классный руководитель — это «тоже человек» (дословная цитата ребят).
Классный руководитель пришел к мысли, что его попытки привить ребятам уважение к дисциплине учениками воспринимаются как агрессия. Кроме того, одна личная особенность педагога — тембр голоса и привычка «говорить криком» — часто приводила к конфликтам не только с классом, но и с иными учениками, педагогическим составом, а также родственниками.
По ходу медиации выяснилось, что нет детей, желающих продолжать конфликт. Классный руководитель также не смог выделить отдельных учеников. Это была групповая динамика, культура противостояния и протеста, существовавшая еще до того, как к ним пришел классный руководитель.
Третий этап — совместный круг с классным руководителем, социальным педагогом, психологом и детьми. Тема: «Комфортная атмосфера в классе». Участники совместно выработали новые правила коллектива. Ребята извинились перед учителем.
Работа шла три месяца. По ее завершении отношения с классным руководителем улучшились. Школьники и учитель подписались друг на друга в социальных сетях, стали проводиться выездные мероприятия при поддержке родителей. Решение о расформировании класса было отклонено.
Залогом успеха в изменении ситуации стала мощная поддержка со стороны родителей и их абсолютное единодушие. В работе с любым конфликтом в школьном пространстве очень важна позиция родителей. Если они согласились не обсуждать учеников и учителей в семье, давая негативную оценку личности, подрывать авторитет педагога и директора школы различного рода высказываниями, это существенно облегчает работу медиатора.