«Детская агрессия: почему и что делать?» — название серии лекций, организованной Российским обществом «Знание». Приглашенные спикеры — Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская, педагог-психолог Елена Женодарова, главный эксперт и супервизор в специализированной сфере медиации «Центра медиации и социально-правовой помощи» (ГБУ Центр «Содействие») Ирина Соломахина — обсудили причины возникновения буллинга, профилактику детской агрессии и способы разрешения сложной ситуации, если таковая уже возникла. Мероприятие состоялось 29 октября на базе Высшей школы экономики.
Первой выступающей стала Ольга Ярославская с темой «Угроза травли для ребенка, механизмы реагирования».
По ее словам, потенциальная угроза травли возникает еще на этапе подбора школы. Многие родители, стремясь дать ребенку как можно более качественное образование, выбирают школу на основе рейтинга. Такое учебное заведение может находиться в удаленности от места проживания ребенка.
При этом родители забывают о том, что формирование коллектива и дружеских отношений между детьми происходит не во время учебы, а после нее. Ольга Ярославская подчеркнула, что ребенок, который не имеет возможности проводить время с одноклассниками после уроков, становится отрезанным от коллектива. Такие обстоятельства превращают его в потенциальную жертву буллинга. Лектор посоветовала выбирать школу, которая находится как можно ближе к дому. Таким образом, ребенок сможет сформировать крепкие дружеские связи с коллективом и избежать угрозы травли в дальнейшем.
Ярославская рассказала о том, как понять, что ваш ребенок может стать либо потенциальной жертвой, либо потенциальным агрессором. Она подчеркнула, что замкнутые дети, дети-интроверты, которые погружены в себя и свою личность, которые комфортно чувствуют себя в одиночестве, рискуют оказаться объектами травли. В то же время, активные, экстравертные дети, стремящиеся стать центром коллектива, имеют много друзей и высокий уровень уважения в классе могут превратиться в потенциальных агрессоров.
Ответственность родителя — отследить такие особенности в своем ребенке. В первом случае, взрослым важно предупредить классного руководителя и других преподавателей о потенциальной угрозе. Ребенок, ставший жертвой травли, может не иметь сил на то, чтобы бороться с ней и тогда задача по защите такого ребенка ложится на плечи учителей и родителей. Необходимо провести работу и с ребенком, объяснить ему, почему крайне важно не отрываться от коллектива и иметь хотя бы одного-двух друзей. Наличие поддержки в классе — основная составляющая, которая помогает избежать буллинга.
В случае, если ваш ребенок может стать потенциальным агрессором, необходимо воспитывать в нем милосердие, принятие, справедливость, объяснять ему, что обижать более слабых — удел плохих людей. Такого ребенка нужно научить защищать слабых, а не нападать на них.
По словам Ярославской, любой буллинг начинается с подачи взрослых. Если родители заметили, что учитель плохо обращается с ребенком, их задача — провести с таким учителем беседу. Однако в случаях, когда подобный разговор не приносит результатов, можно смело обращаться за помощью к директору.
Отдельным блоком спикер затронула детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она подчеркнула, что зачастую родители не хотят обращать внимание на проблемы своих детей и до последнего требуют к ним такого же отношения, как и к другим одноклассникам. Однако дети с ОВЗ требуют особенного подхода. Родителям необходимо внимательно следить за развитием своего ребенка и обращать внимание на комментарии учителей. Если на этапе младшей школы заметить проблему в развитии своего ребенка, то, при должных усилиях, к средней школе его поведение может выровняться и вовсе не отличаться от поведения одноклассников.
Елена Женодарова выступила с темой «Ребенок в ситуации травли! Что делать?». Эксперт пояснила, что школьную травлю часто путают с конфликтом, отсутствием друзей, единичным или повторяющимися инцидентами, агрессивным поведением какого-либо ребенка из класса. Однако крайне важно понимать, когда ребенок находится в ситуации травли или когда он пребывает в конфликте, ведь инструменты разрешения данных проблем различны.
Главный критерий травли — невозможность ребенка защититься самостоятельно. Соотношение сил в подобной ситуации заведомо не равно. Мотив такого поведения — желание агрессора заполучить власть. Наблюдатели же, которые не выступают на стороне жертвы, как правило, боятся занять ее место или же не хотят отделяться от коллектива.
Как правило, дети-агрессоры не имеют садистских наклонностей, у них нет цели причинения вреда. Причины такого поведения порой заключаются в том, что у ребенка отсутствуют про-социальные нормы. Многие из подобных детей, организовывая травлю, даже не задумываются о чувствах жертвы, о том, что другому ребенку тяжело, больно и обидно. При разговоре с ребенком-агрессором важно указать ему на то, какие чувства испытывает их оппонент.
Важно помнить, если в классе возникла ситуация буллинга, то учитель — непосредственный участник буллинг-структуры. Он несет ответственность за происходящее. Его задача — остановить подобную ситуацию. Одним из инструментов, помогающих разрешить травлю, является «Круг сообщества».
«Круг сообщества» — это восстановительная программа, которая помогает разрешить конфликты и улучшить отношения между учениками, учителями и другими участниками школьного процесса. Принцип программы прост: все участники конфликта (и те, кто хочет помочь его разрешить) садятся в круг и обсуждают ситуацию.
В процессе каждый человек имеет возможность высказаться и поделиться своими чувствами и мыслями, не боясь осуждения. Главное правило круга — говорить честно, слушать других и не перебивать. Ведущий (часто это специально обученный педагог или психолог) направляет разговор и следит за тем, чтобы все соблюдали правила.
Цель круга — не наказать виноватых, а помочь понять, как конфликт или проблема повлияли на всех участников, и найти пути для примирения и улучшения отношений. В результате люди учатся лучше понимать друг друга и стараются вместе находить способы, чтобы подобные конфликты не повторялись. Это делает школьное пространство более безопасным и доброжелательным.
Последней лекцией в цикле стало выступление на тему «Медиативные инструменты семейной поддержки. Каким образом семья может помочь ребенку, пережившему или переживающему травлю? Особенности семейного диалога». Спикером выступила Ирина Соломахина.
По ее словам, медиация является основным способом, который может помочь в ситуации травли. Среди инструментов медиации она перечислила следующие:
- Активное слушание — способность внимательно слушать собеседника и воспринимать информацию, сосредотачиваясь на содержании и контексте высказывания.
- Я - сообщение — это способ выразить свои чувства и мысли так, чтобы не обвинять другого человека и не провоцировать конфликт. В отличие от «Ты - сообщений» (например, «Ты всегда меня перебиваешь!»), где звучат упреки или обвинения, «Я - сообщение» помогает говорить о своих эмоциях и переживаниях более спокойно и уважительно.
- Резюмирование — подведение итога тому, что говорил собеседник.
- Открытые вопросы — вопросы, которые требуют развернутого, многословного ответа.
- Действие, которое помогает разрешить ситуацию травли. Например, обращение к классному руководителю или другому авторитетному взрослому.
Соломахина подчеркнула, что для того, чтобы справиться с травлей, ребенку необходим ресурс. Дать его могут родители через поддержку, разговоры с ребенком, проявление любви.
В завершении своего выступления спикер рассказала о проекте «Травли нет», который предлагает различные инструменты и способы борьбы с травлей, и оказывает поддержку в сложной ситуации как детям, так и их родителям. Кроме того, дети и родители, столкнувшиеся с травлей, могут обратиться по телефону доверия — 8(800)2000-122.