Ребенок в процедуре медиации: необходимость или помеха

В конце апреля в рамках V Практической конференции в г. Сочи (Адлер)
«Медиация. Опыт настоящего. Перспективы будущего» Елена Валерьевна Колотильщикова подняла волнующую семейных медиаторов тему привлечения детей в процедуру медиации семейных споров. Медиаторы с опаской относятся к этому вопросу. В своем исследовании Елена Валерьевна разобрала этот вопрос с позиции законодательного регулирования и психологических моментов, чтобы развеять страхи коллег.

Ребенок в процедуре медиации: необходимость или помеха
Елена Валерьевна Колотильщикова - почетный адвокат России, тренер-медиатор, психолог, сертифицированный семейный медиатор College of Mediators UK, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, основатель Центра правовой помощи и медиации «СТРИКС»

Статистика по бракоразводным процессам

По данным Росстата, в 2022 году в нашей стране было заключено рекордное за последнее столетие количество браков - 1 530 884. Однако число разводов в 2022 году тоже увеличилось и составило 683 111. Надо отметить, что количество разводов в России последние 5 лет держится в районе 600 тысяч в год, но неуклонно растет.

По сведениям того же Росстата, в первый год совместной жизни количество распадов семьи за весь период последних 80 лет колеблется у отметки в 4%, но наиболее «разводоопасным» является период от 5 до 9 лет. В этот период распадается до 26% семей.

Среди основных причин для разводов на первом месте - завышенные ожидания молодоженов друг от друга и от брака в целом. Отсюда неумение выстраивать коммуникацию и нежелание идти на компромиссы.

Как показывает практика, люди вступают в брак, не имея представления о том, как будут в их семье распределяться бытовые обязанности, на что и в каком размере будут расходоваться финансы, как будут изменяться семейные отношения, если родится ребенок или кто-то из супругов заболеет, потеряет работу.

Немало способствует процессу отчуждения супругов друг от друга и вмешательство в их отношения со стороны родственников, негативный опыт родителей, который они проецируют на молодую семью.

Все эти обстоятельства неизбежно провоцируют конфликты, которые также не решаются конструктивно (ведь зачастую проще промолчать, уступить, согласиться), раздражение накапливается и разрыв становится неизбежным.

Как правило, расторжение брака является последствием семейного конфликта. Нередко процедура расторжения брака сопряжена с разрешением (и в основном в судебном порядке) споров о детях: о взыскании алиментов на ребенка, о месте жительства ребенка, о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя, бабушек и дедушек и т.п., о порядке выезда несовершеннолетнего ребенка за границу Российской Федерации.

Ступая на тропу судебной войны, разводящиеся супруги не задумываются о том сколько в среднем длится один процесс, что в это время происходит с их ребенком? Никто не интересуется его мнением, а упоминание «интересов ребенка» становится формальным словосочетанием.

По статистике Минпросвещения России в 2021 году число представленных в суд органами опеки и попечительства заключений и предъявленных в защиту интересов детей исков составило:

  • по спорам о месте жительства детей – 32 848 (в 2020 году – 28 987);

  • по спорам об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей – 27 759 (в 2020 – 25 734);

  • по спорам об общении с детьми близких родственников – 3541 (в 2020 – 3268).

В среднем длительность судебного разбирательства по спорам о детях в больших городах составляет от полутора до двух лет. Во многих случаях в этот период ребенок лишен возможности видеть второго родителя, общаться с ним. Но решение по делу мало вынести, его еще нужно исполнить!

По данным Управления по организации исполнительного производства ФССП России в 2022 году в производстве территориальных органов находилось

  • 1 594 136 ИП о взыскании алиментов (эффективность взыскания алиментных платежей – 28,5 %); в рамках исполнительного розыска установлено местонахождение 41,4 тыс. должников по исполнительным документам о взыскании алиментов;

  • 997 ​ИП об отобрании ребенка, о возвращении ребенка;

  • 378​ ИП об определении места жительства ребенка;

  • 12 639 ИП об определении порядка общения с ребенком;

  • 55 ИП о розыске ребенка.

В среднем у одного судебного пристава-исполнителя на исполнении находилось 5,6 тыс. исполнительных производств (в 2021 году – 4,9 тыс.), что в 21,2 раза превышает норму нагрузки судебного пристава-исполнителя, установленную постановлением Минтруда России, Минюста России от 15.08.2002 № 60/1 «Об утверждении Норм нагрузки судебных приставов».

 

Правовые основания участия ребенка в семейной медиации

Юристы знают, что даже самое «идеальное» судебное решение всегда не устроит одну сторону.

И родители не устают придумывать уловки, которые делают фактически невозможным исполнение «неугодного» решения суда:

  • систематическое чинение препятствий второму родителю для встреч с ребенком, что как правило носит затяжной характер;

  • полная изоляция ребенка от второго родителя, исключение второго родителя из жизни ребенка;

  • намеренная дискредитация второго родителя в глазах ребенка, ведущая к полному отчуждению;

  • сокрытие места нахождения ребенка не только от второго родителя, но и от органов власти;

  • лишение ребенка постоянного места жительства как юридически, так и фактически.

В подобных обстоятельствах применение процедуры медиации по семейным спорам в соответствии с механизмом регламентированным Федеральным законом 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» представляется наиболее целесообразным.

Именно в процедуре, которая является добровольной и равноправной для сторон возможно достижение супругами, принявшими решение о прекращении брачных отношений взаимоприемлемого решения, в том числе и по спорам о детях, с равной степенью заботы об их интересах и с учетом всех обстоятельств значимых для конкретной семьи.
Однако многие медиаторы избегают привлекать в процедуру несовершеннолетних детей, несмотря на просьбы одной из сторон в споре и согласия второй стороны, полагая, что достаточно мнений сторон – родителей.

На мой взгляд, такой отказ незаконен, а перестраховка коллег-медиаторов чрезмерна.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 193 от 27.07.2010г. процедура медиации не применяется к спорам, возникающим в том числе из семейных отношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации.

Принимая то или иное решение в процедуре, медиатор руководствуется не только своими внутренними ощущениями, но и действующими нормами права. Так, статьей 63 Семейного кодекса РФ установлено, что «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». А в соответствии со статьей 61 Семейного кодекса РФ «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)». Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст.3 ФЗ-193 от 27.07.2010г.).

Таким образом, у медиатора нет правового основания отказать родителям, сторонам в процедуре, в выяснении интересов ребенка, его мнения относительно предмета спора: месте жительства, порядке общения и т.п.

С какого возраста можно привлекать ребенка в процедуру медиации?

Это второй вопрос, волнующий медиаторов. Согласно статье 57 Семейного кодекса РФ «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы». При этом учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Например, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет по вопросам:

  • изменения имени и фамилии ребенка;

  • восстановления в родительских правах в отношении ребенка;

  • согласия усыновляемого ребенка на усыновление;

  • изменения фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка;

  • записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка;

  • устройства ребенка под опеку или попечительство.

Согласитесь, достаточно серьезные категории дел.

Но и в более раннем возрасте (с шести лет) ребенок уже может самостоятельно принимать решения и совершать:

  1. мелкие бытовые сделки;
  2. сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
  3. сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (статья 28 Гражданского кодекса РФ).

А несовершеннолетние дети в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  1. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
  2. осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  3. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
  4. совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах (статья 26 Гражданского кодекса РФ).

Очевидно, что законодатель предоставляет несовершеннолетним достаточно широкий спектр свободы по реализации своих прав и выражению своего мнения. При этом он не ставит ограничений нижней планки возраста, в котором ребенок не может высказывать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы. 

Нет такого ограничения и в Федеральном законе 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Соответственно, выяснение и учет мнения ребенка является обязательным. В противном случае договоренности родителей, закрепленные в медиативном соглашении, могут оказаться неисполнимыми.

Необходимо помнить, что именно медиатор структурирует процедуру таким образом, чтобы участники принимали решения, основываясь на достаточной информации и знании. При этом медиатор остается нейтральным и не навязывает свои решения.

Особенности привлечения ребенка в процедуру медиации между родителями

Есть несколько вариантов привлечения ребенка в процедуру медиации.

Первый: Помогая родителям разрешить спор в медиативных сессиях, и видя сложности, с которыми они сталкиваются при определении интересов общего ребенка, или игнорированию их, медиатор предлагает родителям обратить внимание на нужды и потребности ребенка, проясняет как родители, каждый из них, видят его интересы. При этом сам ребенок не участвует в процедуре.

Второй: Выясняя мнения родителей относительно интересов ребенка и понимая, что у родителей недостаточно информации, медиатор может сам предложить родителям прояснить его мнение. Равно, как если один родитель заявляет о необходимости выяснения мнения ребенка, а второй не возражает против этого, медиатор может проводить с ребенком отдельные встречи. При этом ребенок не участвует в медиативных сессиях, а медиатор сообщает родителям с разрешения ребенка ту информацию, которую ребенок хотел бы, чтобы его родители учитывали, принимая решение, которое неизбежно затронет его интересы.

Третий: Медиатором, с согласия обоих родителей, участников процедуры медиации, могут проводиться отдельные встречи с ребенком. А после завершения процедуры медиации, медиатор приглашает ребенка и родителей на совместную завершающую встречу, где оглашается решение родителей.

Четвертый: И конечно же есть вариант, когда ребенок принимают участие в процедуре в качестве одной из сторон.

Выбирая вариант участия ребенка в процедуре необходимо учесть факторы, которые могут оказывать влияние на эффективность работы медиатора со случаем. Например, стадия развития конфликта, настрой родителей, возраст ребенка, применяемый подход/индивидуальный стиль ведения медиации, психологические особенности медиатора, гендерный аспект проведения медиации.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Ребенок в процедуре медиации: необходимость или помеха?» я отвечаю – необходимость. И законодатель предоставил нам для этого все возможности.





Теги: семейная медиация, медиация в бракоразводных процессах, ребенок в медиации, дети в медиации, порядок общения, расторжение брака.