Однако с приходом советской власти прибегать к медиации перестали совсем – виной тому были идеологические причины.
Возрождение процедуры началось в 90-е годы прошлого века, когда стартовал хозяйственный оборот, не сдерживаемый рамками прошлого политического режима. Формировались новые суды, отстраивалась система для административного решения споров, а бизнес самостоятельно искал способы безболезненного выхода из конфликтов.
Два следующих десятилетия медиация в России не была урегулирована нормами права. Она использовалась сторонами на свой страх и риск. Но экономический оборот становился все более цивилизованным и требовал очертить единые правила примирения.
Первой ласточкой стал внесенный в Госдуму законопроект 2006 года. Команда, его создавшая, состояла из высококлассных юристов - В.Н. Плигина, П.В. Крашенинникова, Ю.А. Шарандина. Однако в 2008 году проект был снят с рассмотрения. Через несколько дней в Госдуме появился еще один законопроект от П.В. Крашенинникова, В.Н. Плигина и В.С. Груздева (юриста, известного предпринимателя) – но и эту инициативу вскоре постигла незавидная участь.
Впоследствии инициатором новой версии стало Заксобрание Санкт-Петербурга. Правда, внесение законопроекта в Госдуму весной 2009 года к положительному результату не привело. А лучше сказать, что события пошли не так, как задумывали авторы.
Инициатива была отклонена в мае 2010 года. Вскоре свои предложения отозвали П.В. Крашенинников, В.Н. Плигин и В.С. Груздев.
Все это происходило как раз перед принятием нынешнего закона о медиации: соответствующий законопроект в марте 2010 года внес в Госдуму Президент России Дмитрий Медведев.
К счастью для сообщества медиаторов, в отношении президентской инициативы дело продвигалось как по маслу – в первом чтении проект приняли в мае, во втором – в июне, в третьем – в июле. Вскоре закон был одобрен Совфедом, подписан Президентом России и опубликован в официальных источниках (№193-ФЗ от 27 июля 2010 года). Был принят и сопутствующий закон (№194-ФЗ от 27 июля 2010 года) – он вносил изменения в Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и другие законодательные акты.
Интересно, что широкое внедрение медиации в практику выглядело тогда важнейшей государственной задачей. Так, Дмитрий Медведев в Послании Президента Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года отдельно указал на отсутствие культуры ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений. Здесь же он посетовал, что практика медиации развивается медленно, и предложил информировать граждан о такой возможности, внедрять медиацию как обязательную примирительную процедуру по ряду споров.
Хотя сегодня медиацию применяют не так активно, как это задумывалось законодателем, экзотическим мероприятием ее точно не назовешь. И роль принятого в 2010 году закона в этом существенна.
Правки в закон вносились всего три раза за 11 лет – дважды в 2013 году и еще раз в 2019 году. Такие немногочисленные изменения могут говорить о высоком качестве существующего нормативного правового акта.
Тем не менее, ведутся разговоры о разработке Минюстом нового законопроекта, призванного заменить действующий закон о медиации. Федеральная палата адвокатов в письме от 8 октября 2020 года выражала свое несогласие с этой инициативой. Ну а как развернутся события в будущем - покажет время.