Медиативные технологии в работе молодых педагогов

Развитие служб медиации (примирения) в школах было включено в Стратегию комплексной безопасности детей в России, принятую недавно Президентом РФ Владимиром Путиным. Как оценивают применение медиации непосредственные участники образовательного процесса? Что делать школам, не имеющим ресурсов для развития собственной службы примирения? Своим мнением поделилась с нами педагог-психолог, специалист в области школьной медиации Вероника Андреева.

Медиативные технологии в работе молодых педагогов

loonapix_1685603721822298501.png
Вероника Андреева — педагог-психолог, специалист в области школьной медиации.

Изменения в мире, события внутри коллектива школы, внутриличностные факторы – всё это может способствовать повышению конфликтогенности и провоцировать развитие ситуаций противостояния. Зачастую, в школьных конфликтах могут участвовать как обучающиеся, так и родители, педагоги, администрация образовательной организации. В связи со специфическими особенностями школьного социума, конфликт редко получается избежать, и никогда нельзя «закрыть глаза» на произошедший конфликт. В таком случае мы говорим о стремлении к разрешению сложившегося конфликта.

Известно пять основных стилей разрешения конфликта, однако приоритетными считаются сотрудничество и компромисс. Именно в этих стилях конфликтующие стремятся принять общие решения и достичь договорённости. Иногда сторонам конфликта бывает непросто самостоятельно выстроить коммуникацию, способную привести к разрешению сложившейся ситуации противостояния. Это может касаться не только детей, но и взрослых. В таких случаях для разрешения конфликта может быть привлечён посредник, то есть медиатор, организующий взаимодействие конфликтующих, способное привести конфликт к разрешению, которое устроит всех участников. Медиация, как способ разрешения конфликтов, уверенно входит в среду общеобразовательных учреждений. Возрастает количество школьных служб примирения, реализующих медиативный и восстановительный подходы в разрешении школьных конфликтов. Также, службы примирения, как правило, занимаются профилактикой конфликтов и деструктивного взаимодействия в образовательном учреждении.

Для открытия и полноценного функционирования служб примирения во всех школах необходимы временные, материальные, образовательные ресурсы, которые не всегда доступны. А также есть малокомплектные школы, в которых нет необходимости открывать отдельную службу примирения. Исходя из этого, я считаю, что во многих случаях уместно развитие начальных медиативных компетенций и знаний о медиативных технологиях у всех участников образовательного процесса. Намного облегчает конфликтные ситуации присутствие в школе хотя бы одного педагога, имеющего знания и навыки в сфере медиации. В идеальном случае, классные руководители, обладая медиативными технологиями, умеют обращаться с конфликтами, оказывая первичную «скорую помощь» сторонам и свидетелям ситуации противостояния.

Рассмотрим то, что может помочь классному руководителю в повседневной трудовой деятельности.

В первую очередь, принципы применяемые в школьной медиации. Выходя за рамки медиации, принципы не теряют смысла, а наоборот, налаживают взаимодействие.

  • Принцип конфиденциальности предполагающий, что информация не будет передана третьим лицам.
  • Принцип добровольности, запрещающий принуждать кого-либо к общению и участию во взаимодействии.
  • Принцип равноправия, дающий всем сторонам конфликта право быть услышанным в равной степени.
  • Принцип нейтральности призывает педагога не принимать решений за конфликтующих, не осуждать чьё-либо поведение и не высказывать оценочных суждений.
  • Принцип безопасности, который предполагает отсутствие дискомфорта и рисков в общении сторон в процессе разрешения конфликта.

Кроме этого, в силах классного

руководителя наладить общение сторон конфликта с учётом правила «5 НЕ»:

  1. НЕ перебивать
  2. НЕ оскорблять
  3. НЕ материться
  4. НЕ повышать голос
  5. НЕ применять силу

А также в процессе разрешения конфликта быть:

  • Честным.
  • Активным.
  • Вовлечённым.

Всё это можно применять и при разрешении общеклассного конфликта, и просто при проведении классного часа.

Кроме вышеперечисленного, классный руководитель может применять различные вариации активного слушания для прояснения ситуации и продвижения к разрешению конфликта. Главное, к чему стоит стремиться, применяя медиативные технологии – комфорт обучающихся и бесконфликтное общение.

Медиация – универсальный инструмент, открытый для всех стремящихся к эффективной коммуникации и конструктивному разрешению конфликтов в независимости от возраста, пола, профессиональной сферы.



Теги: конфликты в школах, службы медиации, службы примирения, школьная медиация, медиация в образовании, медиативные навыки педагогов