Мария Львова-Белова отчиталась о состоянии служб примирения (медиации) в российских школах

В опубликованный доклад о деятельности за 2022 год Уполномоченного по правам ребенка вошел блок о медиации в российских школах. В нем приводятся данные мониторинга Минпросвещения о деятельности служб примирения (медиации) за два отчетных периода (2020-2021 и 2021-2022 год), описаны случаи успешного разрешения конфликтов, а также приводятся ситуации, когда восстановительный подход в образовательных организациях не сработал. В отчет вошли данные 85 субъектов Российской Федерации.

Мария Львова-Белова отчиталась о состоянии служб примирения (медиации) в российских школах

Количество служб медиации и примирения

К 2022 году число служб медиации и примирения увеличилось на 7,2 % (с 30 514 в 2021 году до 32 700). Основная часть служб организована при общеобразовательных организациях. Во всех федеральных округах присутствуют два вида служб: и медиации, и примирения, однако, их соотношение в каждом из федеральных округов различается. По количеству служб лидирует Центральный федеральный округ (7 554), Приволжский (7 253) и Сибирский (4 415).


Квалификация специалистов, работающих в области медиации и восстановительного правосудия

В отчете впервые приводятся данные об организации работы служб медиации: численном составе и квалификации специалистов. За отчётный период численность специалистов служб уменьшилась на 9,2 %, с 101 903 до 92 541 человека, как и количество родителей несовершеннолетних, участвовавших в работе служб (на 4 %, с 18 510 в 2021 году до 17 766 в 2022). Зато наблюдается тенденция по увеличению на 14,4% обучающихся, привлечённых к участию в работе служб (с 58 706 человек в 2021 году до 67 183 в 2022 году). При этом 28 745 ребят прошли обучение восстановительному подходу и медиации в том числе по программам, разработанным ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» и рекомендованным Минпросвещения России: дополнительная общеразвивающая программа интерактивных занятий для детей, подростков и молодёжи по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов «Курс юного переговорщика» и дополнительная общеразвивающая программа интерактивных занятий для детей, подростков и молодёжи «Юный медиатор».


Количество рассматриваемых случаев и результаты их рассмотрения

Общее число случаев обращения, не содержащих правонарушения, увеличилось на 92,7 % (181 523 случая). Если разделять все обращения по составу участников, то число начатых, но ещё не завершённых восстановительных программ и медиативных бесед с участием обучающихся и взрослых в 2021-2022 гг. составило 49 726, а с участием руководителей, сотрудников образовательных организаций и родителей (законных представителей) – 21 862. Из всех случаев положительно завершённых стало на 91% больше (109 935 случая, из которых 81 542 с обучающимися и 28 393 с сотрудниками образовательных организаций и родителями).

Чаще всего в субъектах Российской Федерации предметом для обсуждения и урегулирования становится травля (буллинг) в детских коллективах.


Просветительские мероприятия

За 2022 год специалисты служб провели 244 514 мероприятий просветительского характера с обучающимися (152 382), педагогическим составом (41 547) и родителями (50 585).


Сложности в медиативной работе

С 2020 года федеральным Уполномоченным уделяется большое внимание развитию школьных служб медиации (примирения). В отчете Уполномоченного описаны случаи, которые иллюстрируют основные организационные и процедурные проблемы, когда конфликтные ситуации не удаётся решить силами образовательной организации.

Иногда ответственным специалистам проще согласиться с добровольным отчислением ребёнка из школы, чем проводить работу по разрешению конфликтной ситуации и созданию благоприятной психологической среды. Решением этой проблемы может стать тщательный отбор сотрудников, фиксирование их трудовых обязанностей и разъяснения в виде алгоритмов, внедрение мер дисциплинарной ответственности, использование видеокамеры наблюдения (при наличии возможности в школе), привлечение психологов к работе с детьми и родителями.

В некоторых регионах было выявлено, что службы примирения (медиации) созданы формально на бумаге или качестве медиатора назначается должностное лицо, которое не проходило соответствующую квалификационную подготовку. В образовательных организациях отсутствует ставка медиатора, в связи с этим педагогические работники на добровольных началах выполняют данные функции без дополнительной оплаты труда. Все это ухудшает качество оказания услуг.


Положительным примером внедрения комплексной модели развития сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях может служить опыт Новосибирской области. Там развивают Городскую службу медиации (примирения), которая действует как «мобильная бригада» с выездом в образовательные учреждения, а также обеспечивает методическое сопровождение процесса создания и развития школьных служб.

Медиация, по мнению Марии Львовой-Беловой, - это качественный инструмент разрешения конфликтов как между детьми, так и взрослыми, а участие в урегулировании конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной среде, одна из задач современной российской школы.



Теги: медиация в школе, службы примирения, конфликты в школе, буллинг, уполномоченный по правам ребенка