Кто несет ответственность за буллинг? Обзор судебной практики

Недавно в заголовках СМИ прозвучали яркие фразы о первом случае привлечения образовательных организаций к материальной ответственности за случаи буллинга. Однако, такая практика уже далеко не прецедентная. Наш корреспондент проанализировал практику и случаи, опубликованные в сетях ранее по данной тематике.

Кто несет ответственность за буллинг? Обзор судебной практики

Дети бывают жестокими. Порой куда более, чем взрослые. Современность не изменила их, но выставила на обозрение проблему, которая существовала тысячелетиями. К сожалению, детская психика не всегда поспевает за общественной моралью и нравственностью. И, конечно, самым сложным периодом для детей, когда им лицом к лицу приходится встречаться с несправедливой и звериной жестокостью – это школьный возраст.

Не будем углубляться в причины детской жестокости и не будем искать в ней виноватых. Сегодня мы поговорим о том, что детская жестокость и жестокость взрослая не должна оставаться ни незамеченной, ни безнаказанной. Наше законодательство предусматривает ответственность за школьную травлю как для обидчиков, так и для родителей и должностных лиц. Компенсацию морального вреда суды также могут взыскать и с самой школы. Такие случаи в судебной практике мы рассмотрим.

Дети в школе не должны плакать

Случай из Волгоградской области – самый свежий: суд взыскал 50 тысяч рублей со школы в качестве компенсации морального вреда пострадавшей от травли ученицы начальных классов.

В объединенной пресс-службе судов Волгоградской области рассказали о том, как мать девочки из Михайловки решила в судебном порядке защитить честь и достоинство своей дочери, подвергшейся школьной травле. В суде женщина пояснила, что ее дочь –ученица начальных классов – регулярно доводилась группой своих одноклассников до слез, испытывала физические и моральные издевательства. Учительница не обратила внимание на происходящее в классе. Кроме того, о ситуации не знали ни школьный психолог, ни социальный педагог, ни заместитель директор по учебно-воспитательной работе, ни сам директор.

Несмотря на сложившийся конфликт, учительница не только не попыталась его разрешить, но и оставляла учеников без должного надзора. Таким образом, девочка на протяжении долгого времени была вынуждена в одиночку переживать издевательства, моральные и душевные страдания, что привело ее к подавленному внутреннему состоянию.

Узнав о происходящем с ребенком, мать девочки обратилась в прокуратуру. Только тогда администрация школы решила начать борьбу с травлей и привлекла виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. После этого мать девочки обратилась в суд с иском о взыскании в пользу ее несовершеннолетней девочки компенсации морального вреда.

Суд требования женщины удовлетворил и взыскал со средней школы компенсацию морального вреда в размере 50 тысяч рублей в пользу несовершеннолетней в лице ее законного представителя. Компенсация будет выплачиваться из бюджета школы.

39655035 копия.jpg

Ученикам должны быть обеспечены безопасные условия обучения

В начале этого года разрешилась почти двухлетняя история конфликта. Еще весной 2022 года в Юшалинской школе №25 произошла драка между двумя 13-летними девочками. Пострадавшая рассказывала своим родителям о систематических оскорблениях и насмешках со стороны одноклассников. Мать была уверена, что в школе попросту закрывали глаза на происходящее. После драки женщина решила обратиться в правоохранительные органы и в Управление образования. Факт избиения девочки был установлен, но в возбуждении уголовного дела было отказано ввиду возраста нападавшей.

После этого мать пострадавшей обратилась в суд с иском к школе и родителям виновницы конфликта. Женщина требовала взыскать компенсацию морального вреда в пользу своей несовершеннолетней дочери в размере 100 тысяч рублей, в свою пользу – 50 тысяч рублей, а также расходы на оплату услуг адвоката – 30 тысяч рублей.

Суд требования удовлетворил частично, взыскав моральный ущерб только со школы – 60 тысяч рублей, а также 30 тысяч рублей судебных расходов.

Особенные дети часто в зоне риска

В сентябре 2023 года издательство «Правда Севера» опубликовало материал об истории школьного «буллинга» одного мальчика с особенностями в развитии. Мальчик вынужден был перейти на домашнее обучение, а мать вступила в судебный процесс, чтобы защитить своего ребенка.

С пятого класса, когда ребенок перешел в новую школу, его начали обижать. У мальчика проблемы со слухом и задержка психоречевого развития, что послужило красной тряпкой для других учеников. Несмотря на неоднократные обращения матери, директор не предпринял достаточных усилий, чтобы остановить травлю. Всё дошло до того, что издевательства над ребенком попали на камеру видеонаблюдения в школе. На кадрах было видно, как мальчика толкали, бросали его телефон на пол, срывали с него штаны, пока другие дети смотрели и смеялись.

В итоге, мальчик, на протяжении долгого времени подвергавшийся издевательствам и унижениям, впал в глубокую подавленность. Любое упоминание школы вызывало в нем воспоминания о пережитом, вызывая стресс.

Мать мальчика обратилась в суд с требованием о взыскании со школы компенсации морального вреда в пользу своего несовершеннолетнего ребенка в размере 100 тыс. рублей. Однако суд уменьшил эту сумму всего лишь до 5 тыс. рублей.

Факт унижения чести и достоинства пострадавшего другим ребенком был установлен, но так как обидчик еще не достиг возраста административной ответственности, привлечь его к ней было невозможно.

Сама школа своей вины не признала, заявив, что со стороны администрации учебного заведения не допущено каких-либо нарушений. Суд удовлетворил иск частично. Со школы и регионального министерства образования и науки взыскали 2 тыс. рублей субсидиарно. С родителей обидчика – 3 тыс. рублей.

Воспитатель сам должен быть воспитан

История произошла в Магнитогорске в 2022 году. У ученика 4-го класса в начале учебного года обострилась экзема на фоне хронического атопического дерматита. Несмотря на заболевание, мальчик продолжал ходить в школу. Он надевал стерильные перчатки, чтобы в раны на его ладонях не попала инфекция.

Однако, в отличие от других историй, травлю начали не дети, а их учительница. Она на глазах одноклассников заставила снять перчатки и показать пораженные болезнью руки. Педагог также проявила высокомерие и брезгливость в своем тоне и выражениях. Дети всегда перенимают дурное охотнее, чем хорошее, поэтому ученики тут же засмеялись над своим одноклассником. Мать мальчика пожаловалась директору, который обещал разобраться с ситуацией. Однако нападки со стороны учительницы продолжились.

Вирус «буллинга» быстро распространился по классу. Ученики стали регулярно травить своего одноклассника даже после того, как мальчик перестал носить перчатки.

Конфликт обострился, когда мальчик вступился в драке за своего друга, которого тоже обижали. Зачинщиком драки был сын секретаря учебного заведения. После этого группа учеников во главе с ним начали терроризировать мальчика. Его пинали, плевались в него, топили в школьном бассейне. Мать пострадавшего снова пыталась обратиться в школу, однако никаких результатов это не дало. Вскоре ее сына избили.

Школьные камеры видеонаблюдения зафиксировали, как на мальчика напали три его одноклассника, один из которых дважды ударил пострадавшего в голову. За кадром ребенка столкнули с лестницы. Никто из взрослых не придал значения происходящему, не поинтересовался у побитого и плачущего мальчика, что случилось. Педагоги проявили порок более страшный, чем жестокость – безразличие.

После возвращения домой, мать вызвала измученному сыну скорую. Оттуда информация об избиении ребенка попала в руки полиции, и МВД вмешалось в дело.

Мать пострадавшего на этом останавливаться не собиралась. Она обратилась к общественному помощнику сенатора Маргариты Павловой, члену родительского комитета РФ и медиатору Светлане Ананьевой . Медиатор пришла к директору вместе с представителем общественной палаты, однако видео насилия над ребенком ей так и не предоставили.

Тогда мать мальчика обратилась к уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области, который перенаправил обращение в прокуратуру. Надзорный орган вынес представление об устранении нарушений в адрес начальника управления образования.

После этого женщина подала в суд иск о взыскании компенсации морального вреда общей суммой в 200 тыс. рублей. В процессе был установлен факт причинения мальчику морального вреда. Суд посчитал физические и нравственные страдания от полученных травм и сложившегося конфликта бесспорными.

Судом также было учтено и бездействие администрации школы. Он отметил, что сотрудники не предпринимали никаких действий, чтобы загладить причиненный вред. Кроме того, они отрицали свою вину в произошедшем конфликте. Скрывая факт произошедшего, администрация школы не сообщила об избиении мальчика, несмотря на имеющиеся у них сведения о случившемся.

Исковые требования были удовлетворены частично. Со школы взыскали 100 тыс. рублей компенсации морального вреда, а также расходы на проведение психологического обследования в размере 2000 рублей.

iStock-886185998.jpg

Итог

Конечно, ребенок в школе должен учиться наукам, социализироваться, наполняться разумным, добрым и вечным. Но случается так не всегда. Зачастую для детей школа становится местом, в котором живут по законам джунглей. Жестокость порождает жестокость, насилие порождает насилие. Но так быть не должно.

В первую очередь, взращивание достойных людей – это ответственность родителей и учителей. Но когда и родителям, и учителям нужен свой воспитатель, на помощь приходит закон. С травлей в школе можно и нужно бороться. В последние годы судебная практика идет по пути увеличения сумм взыскания компенсации морального вреда. Школы рублем платят за свое безразличие и некомпетентность своих сотрудников. Помимо этого, виновники травли могут понести и административную, и уголовную ответственность. И хотелось бы, чтобы конфликты, подобные описанным выше, разрешались в застенках школы миром, а лучше бы – вообще не возникали. Сейчас дан позитивный импульс в развитии школьных служб примирения на уровне государства, и в этом видится решение повторяющихся проблем.

Но каждый из нас должен быть готов в рамках законодательства и морали защищать себя, близких и справедливость.

newFile-7.jpg



Теги: буллинг, травля в школе, компенсация морального вреда, школьные конфликты, службы примирения, судебная практика