Мы собрали знания и опыт обучившихся, тонкости законодательного регулирования, обобщили данные о ситуации на рынке, чтобы вы могли выбрать обучающий курс, который не только не разочарует, но позволит гордо и без опасений за репутацию демонстрировать свой документ об образовании: «Я — медиатор!»
Оглавление
Как выбирают курсы, или Был такой опыт
Повышение квалификации или профпереподготовка?
Поговорим о профстандарте медиатора
Опорные точки при выборе курса
Как выбирают курсы, или Был такой опыт
В своих первых выпусках печатный журнал «Медиатор.РФ» проводил расследование, где выяснилось, что диплом об образовании можно… купить. Причем за небольшие деньги.
Нужно просто внести сумму за обучение и дальше — дело вашей ответственности, будете или не будете вы обучение проходить. А именно — смотреть видео, которые для вас заботливо записали.
Причем в одном месте даже сразу пообещали отдать документ об образовании: видимо, чтобы слушатели начали «отбивать» вложения в обучение как можно скорее.
С тех пор информации об образовательных курсах для медиаторов стало больше, будущие посредники — придирчивее. Давайте представим, как может происходить такой поиск (далее — обобщенный опыт, не соотносящийся ни с чем и ни с кем конкретно):
- Обычно сначала в поисковик просто вбивают нужную фразу, и он выдает десятки подходящих результатов. От солидных предложений самых именитых вузов до неоновых объявлений совершенно неизвестных организаций с сайтами образца начала 2000-х, где ядреный сливовый цвет главной страницы контрастирует с синим, зеленым и ярко-красным шрифтами. Извините, «смелые дизайнерские решения» — но такое обычно сразу отметают, просто ориентируясь на жалобы со стороны собственного эстетического интеллекта.
- Собирают несколько предложений, которые выглядят наиболее привлекательными.
- Начинают уточнять нужную информацию — по телефону, электронной почте. Этап важный, потому что позволяет отмести ненужные варианты на основе дополнительных данных (сайты, как правило, исчерпывающих сведений не содержат). И вот пример: профпереподготовка стоит немного — около 50 тыс. рублей, но сразу становится понятно, почему. По телефону сообщают, что начать можно в любую минуту, главное — внести требуемую сумму, и время обучения пошло… Все вебинары записаны, есть домашние задания. Будут ли их проверять, вопрос открытый, по телефону точной информации не дают. И, хотя понятно, что такой курс для освоения совершенно новой профессии не вариант, просто так завершить разговор не удается. Сотрудник образовательной организации настойчиво требует разрешения звонить, чтобы «информировать о новых возможностях». В ответ на реплику, что пока идет только процесс выбора, обученная работать с отказами сотрудница перебивает и тараторит свое. Хорошо, если вежливость позволит положить трубку: мягкого человека, пожалуй, могут и уговорить.
- Еще один важный момент — проверка документов. Пример. Топовый вуз. Профпереподготовка стоит порядка 150 тыс. руб. за полгода обучения. Все занятия идут в живую (для регионов — онлайн). Можно начать представлять, как будете гордиться этим документом об образовании? Не все так просто. И, изучив направленный на электронную почту договор, обнаруживаете там условие, что диплом выдают без присвоения соответствующей квалификации. Странный подход, учитывая особенности регулирования дополнительного профессионального образования (ДПО). Остановимся на них позже.
- Итог поисков — образовательная организация, где устраивают все базовые моменты. Их тоже непременно обсудим.
Путь выбора обучающих курсов прошли многие российские медиаторы. За это время собрано достаточно информации, и есть возможность обобщить основные рекомендации.
Повышение квалификации или профпереподготовка?
Согласно ч. 2 ст. 76 Закона об образовании, ДПО возможно в двух форматах:
● повышение квалификации;
● профессиональная переподготовка.
Закон о медиации (ч. 1 ст. 16) называет профессиональными медиаторами и тех, у кого есть удостоверение о повышении квалификации, и тех, у кого диплом о профпереподготовке. Конечно, установлен еще ряд условий – наличие высшего образования, достижение 25 лет и др. Но давайте разберемся, какая форма обучения нужна именно вам.
С 1 сентября вступит в силу новый документ о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по программам ДПО (Приказ Минобразования от 24 марта 2025 года № 266). Он заменит утративший силу Приказ от 1 июля 2013 года № 499.
1. На что направлены
● Повышение квалификации — на совершенствование / получение новой компетенции, на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
● Профессиональная переподготовка — на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
По общему правилу, содержание программы ДПО определяется образовательной организацией. Оно должно учитывать профстандарты, квалификационные требования по профессиям или к знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей.
Формы обучения
Образовательная деятельность, в частности, предусматривает:
● лекции;
● практические и семинарские занятия;
● мастер-классы;
● мастерские;
● деловые игры;
● ролевые игры;
● тренинги;
● консультации;
● выполнение аттестационной / дипломной работы.
Для всех видов аудиторных занятий академический час составляет 45 минут.
Сроки освоения программ ДПО
● для повышения квалификации срок не может быть менее 16 часов;
● программ переподготовки — менее 250 часов.
При этом, времени должно хватить для достижения планируемых результатов и получения новой компетенции / квалификации, заявленных в программе.
В структуре программы должны быть
● При повышении квалификации — описание перечня компетенций в рамках имеющейся квалификации, которые качественно изменятся в результате обучения.
● При профессиональной переподготовке — характеристики:
⎯ новой квалификации и связанных с ней видов деятельности, трудовых функций / уровней квалификации;
⎯ компетенций, подлежащих совершенствованию / перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
Документы по итогу обучения
Освоение программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой образовательной организацией. Успешно прошедшим аттестацию выдаются:
● при повышении квалификации — удостоверение;
● при профессиональной переподготовке — диплом.
Исходя из опыта, можно сказать: в ходе повышения квалификации получают базовые знания и навыки. И они потребуют дальнейшего погружения в тему, иначе так и останутся лежать в голове в виде сжатых папок с информацией.
Профессиональная переподготовка, где обучению уделяют больше часов и, соответственно, кратно возрастает объем практики, позволяет более уверенно выходить в профессию. Потому что навыки отточены, большой объем знаний разложен по полочкам, и при необходимости вы легко достанете нужные сведения из этих ячеек на практике.
Поговорим о профстандарте медиатора
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ДПО призывает опираться на профстандарты. Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)» был утвержден Приказом Минтруда от 15 декабря 2014 года № 1041н.
Давайте обратим внимания на знания, которые, согласно этому документу, нужны для ведения медиации без специализации.
Опорные точки при выборе курса
Познакомились с основами законодательного регулирования ДПО, а теперь — к делу. К наиболее важным моментам при выборе курса.

Образовательная лицензия
Мы живем в мире, где информационные продукты сыплются на потенциального потребителя отовсюду: коллега присылает восхищенный отзыв; подруга пишет: «Ты обязательно должна это пройти, твоя жизнь будет качественно иной». Почта не справляется со спамом и регулярно выплевывает его в деловые «Входящие», а телеграм-каналы так и норовят после завлекательного вступления «он купил яхту в 70, но так и не стал счастливым» продолжать, нарушая все законы логики, «зато те, кто обучились медиации, резко изменили свою жизнь в лучшую сторону». Заглядываете в соцсети — но инфопродукты идут и туда за вами, и вот вы уже готовы оплатить серию вебинаров от «одного из лучших специалистов в сфере какой-нибудь медиации».
Ах да, по пути вас сопровождает контекстная реклама, перепрыгивая со страницы на страницу и зазывая привлекательной надписью «до конца недели курс всего за 17 777 рублей».
Выдохните, скажите «стоп».
Если вам нужен курс медиации, который позволит вести профессиональную деятельность после завершения обучения, первое важнейшее условие — его должна проводить образовательная организация, у которой есть соответствующая лицензия.
Где проверить наличие таковой? Вот здесь, на официальном сайте Рособрнадзора. Будет достаточно наименования, ИНН или ОГРН организации.
После прохождения обучения Ваши данные должны внести в ФИС ФРДО, то есть федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
И, допустим, если требовательный клиент в медиации потребует подтвердить наличие образования, вы сможете это сделать, введя данные в систему. Переходите на страницу официального сайта Рособрнадзора, листайте вниз до упора. Там обнаружите Сервис поиска сведений о документах об образовании. Вводите свои данные — знакомьтесь с результатом!
Вебинары или серии вебинаров, которые предлагают вам отдельные медиаторы, могут не иметь к дополнительному образованию никакого отношения. Коллеги просто за плату делятся опытом. Уточняйте этот момент!
Итак, с необходимостью для организации иметь лицензию, а для вашей практики — получить документ об образовании с внесением сведений в ФИС ФРДО, определились.
Изучаем документацию заранее
Есть важный этап, который желательно пройти даже самым скромным будущим слушателям. Свяжитесь с образовательным учреждением и запросите у него следующие документы:
● проект договора, который будут с вами заключать;
● образец удостоверения или диплома, который вам выдадут;
● программу обучения;
● сведения о формате;
● информацию о преподавательском составе.
Почему это важно? Конечно, договор следует изучить с точки зрения правовых вопросов. Но еще вы вдруг можете обнаружить, что документы не дают вам желаемых или даже обещанных компетенций: как в примере выше, не будет присвоена нужная квалификация и т. п.
Программу, формат, состав преподавателей сейчас обсудим.
Топ-3 «красных флага» при выборе курса, позволяющего медиатору практиковать
1. Сведения о вашем обучении не будут вносить в ФИС ФРДО.
2. Вам готовы выдать документ об образовании сразу после оплаты.
3. Вам не сообщают никакой информации о программе, преподавателях и т. п.
Состав преподавателей
Есть ощущение, что медиаторов в России сейчас куда больше, чем проведенных медиаций. Немало и тренеров. Несколько лет назад обучение на тренера вообще считалось у новичков чем-то вроде второй ступени после базового курса — казалось, если дальше вращаться в медиаторской тусовке, клиенты точно пойдут косяком.
Но по-прежнему рынок образования в сфере медиации более лакомый кусок, чем само проведение процедур. Пойди найди клиента для разрешения спора (а средний гражданин еще совсем недавно начал осваивать судебный способ защиты прав)!
Куда проще сказать обожающим курсы: «Медиация — это такое прибыльное направление! И вам не нужно быть юристом или экономистом. Будьте инженером по деревообработке или хореографом, главное с высшим образованием. Проходите наши курсы — и богатейте».
Так вот, есть риск, что тренеры-медиаторы, к которым вы планируете записаться на обучение, они не то, чтобы не настоящие… С документами у них может быть все нормально. Но вот с богатым опытом работы в медиации бывают сложности.
Вы не сможете узнать наверняка, сколько было у преподавателя часов медиации, но сможете поинтересоваться, зарегистрирован ли он в ФНС в качестве медиатора. Или, может быть, работает в организации, обеспечивающей проведение медиации.
Конечно, используйте в ходе сбора данных аккаунты в соцсетях, отзывы. Но будьте внимательны: там тоже не всегда достоверная информация. Сегодня куда ни посмотри – человек-бренд, у каждого свой smm-щик и пиарщик. Бывает, что шуму в медиа много, а реальных дел кот наплакал. История о том, как успешно была решена ситуация на практике, вполне может быть немного переделанной из учебного кейса.
Второй момент, касающийся преподавателей, — это то, как их дополнительные, немедиаторские компетенции соотносятся с программой, на которую вы записываетесь. Например, в программе обучения медиации есть предметы из разных сфер права, психологии, конфликтологии. Конечно, тренер медиаторов может читать курс один, но куда лучше, чтобы слушатель получал знания от тех, кто действительно глубоко погружен в конкретный предмет.
Когда на курсе несколько преподавателей, присутствует плюрализм мнений. Это важно, поскольку позволяет не застревать в видении ситуации конкретным, пусть и очень заслуженным человеком.
Полезная насыщенная программа
Возвращаемся к предварительной оценке документов. Если наличие программы от вас скрывают (например, присылают инфографику с общими словами) — это подозрительный знак.
Если дают конкретику по каждому блоку или модулю — изучите, насколько предметы пригодятся в вашей деятельности медиатора, сравните с профстандартом.
Допустим, в программе большой блок в сфере новых направлений психологии, а вот изучению необходимого законодательства времени будет уделено меньше; присутствует длительное изучение истории медиации в мире и в России — а практики почти нет и т.п.
Сравните несколько программ разных курсов, чтобы понять, где именно вы приобретете нужные вам знания.
Формат обучения
Офлайн- или онлайн-формат — решать исключительно вам. Благодаря ковидным временам появился отличный инструмент обучения, когда слушатели из регионов могут получать информацию от преподаваталей, которые находятся в центре деловой активности. Отличается ли кардинально результат и восприятия материала? Вряд ли. И там, и там можно бездельничать или впитывать в себя знания, как губка.
Скорее, важна форма подачи материала — небанальная, когда вас полгода не тяготят скучные лекции и нудные семинары. Идеально, если образовательная организация предлагает живые занятия в разнообразном формате. Бывает, что бонусом к таким добавляют предзаписанные лекции. Если основу к ним дают вживую, это достойный вариант.
Не слишком хороший знак, когда все обучение состоит из предзаписанных занятий. Кто знает:
● человек будет смотреть их внимательно, не отрываясь, с ручкой и блокнотом в руке;
● слушать их во время уборки квартиры;
● или вовсе поручит ИИ достать из записи основные тезисы?
Впрочем, и поток «живых» сплошных лекций выглядят скучновато. Как минимум, вдобавок нужны практические занятия. Прекрасно, если это не только семинары, но и тренинги, работа в группах, игры и т. п. В медиации множество инструментов и техник, изучить их только в теории невозможно.
Большой плюс — наличие реальной обратной связи с преподавателем. Когда в ответ на отправленное домашнее задание вам напишут, что стоит подкорректировать, а не просто «есть» или «интересный взгляд».
Стоимость
Один из самых важных факторов — сколько это будет стоить. Цены на курсы по медиации варьируются от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Всегда есть соблазн выбрать наиболее дешевый вариант. Ведь, как говорилось в старой рекламе, «если нет разницы, зачем платить больше»?
Но давайте подсчитаем. И при этом будем учитывать тенденции, которые есть сегодня на рынке образования.
Итак, вам говорят, что можно приобрести курс за каких-нибудь 6999 рублей. С выдачей диплома. С живыми занятиями. Да, не топовый вуз. Но честное базовое обучение.
Такая «благотворительность» может быть обусловлена применением в образовательной организации продающих «воронок», когда уже с первого дня обучения вас будут зазывать на сопутствующие курсы: «А давайте вот запишитесь к нам на фасилитацию / а еще вот тут повышение квалификации по невербалике / скорее всего, вам нужно «прокачать» знания психологии и очень важно, что серию вебинаров согласился провести у нас медиатор N, обязательно запишитесь к нему на обучение, после него вот прямо сразу можно идти в практику, это суперинструктор!»
Все эти дополнительные курсы, как правило, будут дороже (куда дороже!) базового супердешевого обучения. Вам скажут: «Ничего удивительного, их ведут приглашенные специалисты, лучшие в своем деле. Попробуйте записаться к ним на мастер-класс — не пробьетесь. А тут только для вас, каких-то 100 тысяч рублей за целый курс». И пошло-поехало.
Вы думаете, вы сможете отказаться и пойти искать клиентов на рынок? Может быть, если вы сильный человек, который способен отстаивать свое мнение при любых обстоятельствах. Имейте в виду, что на курсы будут записываться те, кто с вами учился, — а вы что, в отрыве от коллектива?
А если вы все-таки зарегистрировались в ФНС медиатором, вышли на рынок, начали smm-, pr-продвижение, дали рекламу, но к вам никто не спешит записываться на процедуру, что нужно сделать? Правильно: «Вам просто не хватает навыков, возвращайтесь-ка к преподавателям, сейчас обучим». Или же: «Вы не в той сфере клиентов ищете. Они сейчас все в наследственном праве. Дети и внуки олигархов пошли вступать в наследство. Пройдите наш спецкурс».
Символическая стоимость обучения не гарантирует, что вы обхитрили систему. Или вы должны быть максимально устойчивым к маркетинговым манипуляциям.
Двигаемся дальше. Повышение квалификации наверняка обойдется дешевле профпереподготовки. Но тут вопрос — сможете ли Вы выйти на рынок без достаточной практики. Обычно медиаторы повышают квалификацию на базовом курсе порядка 120 часов. Этого времени хватает изучить основные теоретические аспекты, но большого блока с практикой (когда можно самому провести в качестве посредника несколько медиаций) ожидать вряд ли стоит.
Скорее всего (но не обязательно!), не хватит именно учебных игр, тренингов — их придется «добирать» в специализированных сообществах. Платно, конечно. Кто же безвозмездно станет организовывать вам легкий вход в профессию?
В структуру профпереподготовки проще уложить и необходимую теорию, и практические занятия. Но и цена выйдет соответствующая. Как понять, что она разумная?
- Проанализируйте количество и содержание учебных блоков.
- Посчитайте стоимость базового обучения (допустим, повышение квалификации) и дополнительных блоков.
Если они равны или даже есть экономия — этот вариант может быть рассмотрен.
Часы обучения
Итак, выше мы уже говорили, что количество часов непременно будет связано с насыщенностью программы как теорией, так и практикой.
Профессиональная переподготовка не может длиться меньше 250 часов, если их больше — отлично! Пусть вас не смущает, что ваши коллеги обучатся и пойдут практиковать быстрее. Практика показывает, что для изучения всего важного требуется очень много времени. По-хорошему – целая жизнь!
Выводы
- У образовательной организации должна быть лицензия, сведения о прохождении вами обучения должны быть внесены в ФИС ФРДО.
- Договор с образовательной организацией, образец документа об образовании нужно изучать заранее.
- Желательно, чтобы на курсе было несколько преподавателей с разными компетенциями и опытом.
- Программа должна быть ориентированной на профстандарт, открытой для слушателей, насыщенной и полезной лично вам.
- Занятия предпочтительны в живом формате: не только уроки в записи. С преподавателем желательна обратная связь
- Количество часов для профпереподготовки, установленное законодательством, — не менее 250.
- С ценовым фактором лучше работать так: выбираем не самое дешевое, а в соотношении «цена-качество» (в том числе по наполненности и пользе курса).