Светлана Фомина: Как сторонам медиации подготовиться к процедуре?

Светлана Фомина - руководитель рабочей группы по бизнес-спорам Общероссийского профсоюза медиаторов, профессиональный медиатор, тренер-медиатор, юрист и руководитель юридической компании "АДРЕМ" рассказала какие шаги нужно предпринять конфликтующим сторонам и медиатору при подготовке к процедуре медиации.

Светлана Фомина: Как сторонам медиации подготовиться к процедуре?
Медиация – это процедура, которая требует подготовки как от медиатора, так и от участников.
Казалось бы, участникам готовиться не нужно, но на практике оказывается, что медиация не всегда возможна, если стороны не готовились к разрешению спора.

А что значит «готовиться»? Как?


Супружеская пара Усольцевых (фамилия изменена – примечание автора) делила имущество, нажитое за годы брака, в суде. Суд направил их на медиацию.
Предметом медиации стало разрешение конфликта (спора) при разделе всех объектов, имущества, прав на них, которые за 9 лет брака Усольцевы успели приобрести.
Но проблема возникла, когда муж не смог предоставить медиатору информацию о квартире, ипотеку за которую они платили в первый год брака и давно продали, а также о ценных бумагах, которые были или куплены, или подарены. Прошло много лет, информацию муж вспомнить не может, а супруга может, но не хочет делать запросы в далекий регион.
Медиатору достаточно сложно определить круг вопросов, которые надлежит разрешить, т.к. стороны предоставляют совершенно разную информацию о характере имущества, его происхождении. Документально ни один не подтверждает свои доводы.

Суд полагается на факты, а также на документы, которые стороны представляют в материалы дела. Суд также может оказать содействие в сборе доказательств посредством судебного запроса, но не всегда суды удовлетворяют ходатайства. В нашем случае Усольцев не мог вспомнить название банка, сроки оплат, примерные суммы оплат. В отношении ценных бумаг также полностью отсутствовала информация и с большей долей вероятностью Усольцеву и суд бы не помог.
Что может сделать медиатор, когда стороны не обладают полной и достоверной информацией о предмете спора? К сожалению, ничего.
Медиатор работает только с той информацией, которую ему дают стороны.

Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 №193-ФЗ не содержит норм, который обязывают медиатора проверять достоверность предоставленной сторонами информации. То есть медиатор полагает, что стороны не вводят его в заблуждение. Но ведь стороны и сами могут искренне заблуждаться в отношении предмета спора, и причины могут быть разные – правовая неграмотность, плохая память, большой период время с момента событий и т.д.
Если медиацию проводит медиатор-юрист, то он чаще сам использует наработанные опыт и возможности по проверке достоверности информации: закажет выписку ЕГРН, запросит по доступным ресурсам информацию о контрагенте, проверит информацию о банкротстве, о долгах, судах и проч.
Но в целом, обязанность предоставить документы и достоверную информацию медиатору лежит на участниках процедуры. Жаль, что такой обязанности Федеральный закон №193-ФЗ не предусматривает.

Поэтому медиаторам перед началом процедуры надо помнить следующее:
  • до начала процедуры необходимо уточнить у сторон, располагают ли они достаточной информацией и документами в отношении предмета спора для проведения процедуры, иначе есть риск зайти в тупик и не дойти до стадии подписания медиативного соглашения;
  • предупредить стороны, что им надо подготовить все необходимые сведения, подкрепленные доказательствами (аналогично подготовке к суду), чтобы процедура прошла качественно и успешно.

Статья 19.1 проекта нового закона о медиации, подготовленного Минюстом в сентябре 2020 года предполагает, что медиаторов наделят полномочиями направлять медиативные запросы (по аналогии с адвокатскими) в органы государственной власти и местного самоуправления, организации, объединения. Срок ответа по медиативному запросу – тридцать дней.
И хотя в настоящее время к адвокатским запросам относятся не очень серьёзно, часто игнорируя их, будем надеяться, что медиативные запросы окажут помощь как медиаторам, так и сторонам в проведении полноценной и качественной процедуры медиации.

Теги:



Светлана Фомина

Экономист, кандидат экономических наук, юрист, руководитель юридической компании «Адрем», профессиональный медиатор, тренер-медиатор, руководитель рабочей группы по бизнес-спорам Общероссийского профсоюза медиаторов. Автор курса по грамотному составлению медиативного соглашения в семейной медиации. Создатель рабочей тетради медиатора.