Саморегуляция медиатора в профессиональной деятельности: способы и прикладные техники

Медиация с каждым днем все увереннее входит в жизнь нашей страны. Если не как полноценная процедура, то минимум, как желание и навык находить совместные эффективные решения — и в бизнесе, и в отношениях, и в воспитании детей. Как медиатору сохранять нейтральность в конфликтах, какими техниками саморегуляции пользуются медиаторы — рассказали Мария Молодцова и Иван Евдокимов.

Саморегуляция медиатора в профессиональной деятельности: способы и прикладные техники

loonapix_16818027802874365380.png

Молодцова Мария — медиатор, юрист по банкротству физических и юридических лиц, тренер EQ, вице-президент Ассоциации профессиональных медиаторов Волгоградской области.

Культура общения со сменой поколения заметно меняется. Уходят в прошлое привычные механизмы коммуникации в виде угроз, давления, манипуляций, как попытки установить свою картину видения.

​Люди стали замечать тщетность, неэффективность обратных негативных последствий таких рычагов воздействия на поведение друг друга. Все чаще стороны обращаются к попытке понять другого, поставить себя на его место, найти общие точки соприкосновения как основу консенсуса (взаимовыгодного решения), что реально сохраняет отношения, позволяет их строить на равных, и часто улучшить. Эта прокладывает дорогу для еще большего обращения к медиации.

​Растет осознанность людей, повышается их уровень эмоционального интеллекта. Люди уходят от привычки навешивания ярлыков поведения, формирующихся чаще всего обидой, эгоизмом, страхом и нежеланием видеть реальность такой какая она есть, и вследствие этого нередко рождающейся «демонизацию» друг друга.

​И если для обычного человека это дело его осознанного выбора — оставаться в позиции «слепого», не желающего слышать, понимать или идти в здоровые способы коммуникации, то для профессионального медиатора — такие навыки одни из основ практикующей деятельности.

Медиатор в силу закона о медиации обязан соблюдать принципы нейтральности и равенства, где нейтральность медиатора проявляется в двух аспектах:

  • Равноприближенности медиатора к двум сторонам спора, которая позволяет сторонам не только не рассматривать медиатора как процессуальное лицо или разновидность арбитра, но и по-настоящему быть готовым открыться ему с точки зрения своих истинных интересов. Как, например, они бы могли открыться только своему защитнику или адвокату. Поэтому медиатора еще называют «адвокатом двух сторон».
  • Нейтральность медиатора к сторонам и к самому решению. В том числе реализуемая через прямой отказ в выработке такого решения.

Равенство в медиации реализуется через обеспечение медиатором процессуального равенства. Медиатор дает всем сторонам спора одинаковую возможность высказываться, принимать участие в выработке решения и получать внимание медиатора в ходе процедуры. Однако, указанный принцип не говорит, что медиатор должен обеспечить материальное равенство (статусное, финансовое). Обеспечить материальное уравнение сторон не в силах медиатора. Медиатор просто должен осознавать, что все люди совершенно разные, а неравенство появляется, когда мы пытаемся к разным людям применить какие-либо инструменты и методики измерения и стандартизировать их.


loonapix_16818028132858153155.png

Евдокимов Иван - медиатор центра медиации при РСПП, тренер по медиации и дизайн-мышлению, практикующий юрист, управляющий директор Департамента коммерческого привлечения Банка ВТБ (ПАО)


​При реализации данных принципов очень часто возникает проблема с возможностью обеспечить со стороны медиатора полную нейтральность и по-настоящему равное отношение к сторонам в связи с тем, что основная функция мозга – оценочная. Это обусловлено эволюционно и связано с необходимостью обеспечить выживание человеческого вида. Однако, медиатор не «сверхчеловек» и также не может по «щелчку пальцев» отключать такую оценку и, следовательно, медиатору необходимы определённого рода инструменты для того, чтобы уменьшать влияние этой оценки на качество проведения процедуры медиации.

В первую очередь способность медиатора к безоценочности и нейтральности обусловлена некими врожденными качествами. У кого-то базовые физиологические реакции срабатывают по иному или менее ярко выражены, что позволяет человеку более качественно осуществлять контроль за ними. Тоже самое касается базового воспитания. Некоторые способы саморегуляции могли быть заложены в раннем детстве на примере значимого взрослого (родителей, педагогов и т.д.).


Две категории способов развития безоценочного восприятия

Отсутствие базовых способностей не говорит о невозможности человека, тем более профессионального медиатора, самостоятельно приходить к безоценочному восприятию других. Этот навык возможно нарабатывать, как и любой другой.

Способы развития можно поделить на две основных категории:

  1. Физические (телесные).
  2. Когнитивные (познавательные).

К первой категории будут относиться все способы, связанные с управлением собственным телом – занятия спортом (особенно циклические виды спорта, предполагающие монотонные и однообразные физические нагрузки – бег, плаванье и т.д.), йога, цигун и т.д. Не зря существует крылатое латинское выражение «В здоровом теле, здоровый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano»). Через многочисленные физические практики человеку проще дисциплинировать не только свое тело, но и свои мысли, в том числе, в целях достижения безоценочности.

К этой же разновидности можно отнести и многие другие телесные практики – мануальная терапия, рольфинг, флоатинг и т.д. Практики такого рода сугубо индивидуальны и связаны с личными предпочтениями, физическим развитием и возможностями.

Ко второй категории относятся все методы работы над собой через техники осмысления и прохождения определенных стадий, ведущих к принятию окружающей действительности, в том числе, к уважению позиций сторон конфликта, обратившихся за разрешением спора к медиатору. Таких практик достаточно много и базируются они на различных мировоззренческих фундаментах, как религиозном, так и философском. Выбор фундаментальной базы опять же зависит от личных предпочтений каждого, связанных как с его личными особенностями, так и с другими, например, с этническими, географическими и т.д.

Любой фундамент и используемые практики для достижения состояния безоценочности и нейтральности в общем итоге сводятся к следующему: признанию за собой возможности нахождения в ином состоянии кроме нейтрального, понимании происходящих внутри себя процессов в связи с этим, принятию своих эмоций и чувств, происходящих в указанный момент времени и проживанию их. Важно дать возможность свободно жить и развиваться внутри без попытки пресечь состояние.


От теории к практике: чем пользуются медиаторы для управления саморегуляцией

Выделим несколько конкретных инструментов, которые были выявлены при проведении бесед с практикующими медиаторами.

Первым и основным - является осознание медиатором своей оценочности. То, что человеком осознается, может быть им контролируемо. Как пример, — наблюдать за собой в процедуре, и в случае намека на потерю нейтральности напоминать себе о необходимости сообщить об этом сторонам и выйти из процедуры. В данном случае происходит возвращение в исходное состояние нейтральности медиатора.

Вторым инструментом, реально показавшим эффективность управления внутренней саморегуляцией во время процедуры медиации, оказалась собственная личная терапия, как работа над собой.

Третий, скорее подход, нежели инструмент - это отказ от конфликтов, вызывающих в профессиональном медиаторе эмоциональные реакции, не позволяющие оставаться нейтральным к сторонам, одной из, или же к сути конфликта. Разумеется, не представляется возможным полный отказ от всех внутренних и личных конфликтов, т.к. ранее мы уже упоминали, что медиатор не является «сверхчеловеком». Но постоянные попытки работы над своими конфликтами вне процедуры медиации, и внедрение тех же самых медиативных принципов и подходов в своей собственной жизни, во-первых, помогает «отточить» навыки медиатора, а, во-вторых, с таким подходом гораздо проще потом их применять в профессиональной сфере. Как говорят многие практикующие медиаторы — решать свои конфликты гораздо сложнее, чем конфликты других людей. В них ты уже эмоционально вовлечен, а если научился разрешать свои конфликты, то и в чужом сможешь выступить посредником.


Другие техники эмоционального интеллекта

Помимо перечисленных подходов существует множество техник эмоционального интеллекта, которые могут помочь соблюсти медиатору принципы нейтральности и равенства в ходе проведения процедуры медиации, а также в других сферах, где потенциально необходимо оставаться нейтральным и безоценочным.

Одна из базовых — умение распознать эмоцию,. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя, идентифицировать эмоцию: установить, какую именно эмоцию испытывает он в текущий момент времени, понимать причины, вызвавшие такую эмоцию, и следствия, к которым она приведёт, а также контролировать интенсивность эмоций, в т.ч. их внешнее выражение. Для того, чтобы этот навык не превращался в «самокопание», необходимо отражать свои эмоции в действиях в обьективной действивтельности. Записывать для самоанализа или проговаривать с коллегами во время сеансов медиаторской супервизии. Медиатору необходимо развивать такую способность внутренней детекции эмоций. Этот инструмент можно назвать эмоциональной самовербализацией.

Вторая техника — натренированный навык переводить фокус внимания с видимых глазу недостатков человека, будь то во внешнем проявлении или черте характера. На его достоинства, например, его тактичность, стиль в одежде, красивую улыбку и т.д., на то, что нам действительно откликается в душе. В этом случае происходит смена эмоционального восприятия другого человека, еще недавно вызывающего чувства неприязни или осуждения.


Истинная нейтральность медиатора

​Что же такое нейтральность истинная? Можно уметь включать самообладание, а можно действительно оставаться в безоценочном состоянии без усилия воли. И прежде всего это признание того, что наш личный опыт, и мнение, сформировавшееся исходя из опыта, не равно опыт другого человека. Все люди индивидуальны, у них разные условия воспитания, окружение, жизненные ситуации, морально-нравственные принципы, культура и т.д. Это про принятие чужой точки зрения, в особенности противоположной нашему видению, как имеющей право быть, существовать и даже учитываться.

​Это не быстрая работа. Принимать других людей такими, какие они есть, с их принципами и ошибками — не легко. Это труд длиною в жизнь. Но развить и укрепить базовые навыки можно, если начать тренировать умение слышать и принимать в обычной повседневной жизни. Тогда и в профессии это будет проявляться автоматически.




Теги: эмоциональный интеллект, нейтральность медиатора, техники для медиатора, медиация, оценочность, саморегуляция