Росфинмониторинг против медиаторов?

Контроль Росфинмониторинга распространяется и на физических, и на юридических лиц, деятельность которых касается операций с денежными средствам, с ценными металлами, недвижимостью и иным имуществом. Миссия ведомства - в защите финансовой системы и экономики России от угроз отмывания денег (ОД), финансирования терроризма (ФТ) и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Росфинмониторинг против медиаторов?

loonapix_16921688412117423186.png

Екатерина Фролова,  тренер-профессиональный медиатор, Президент АНО «Столичный Медиатор», адвокат Адвокатской палаты Ленинградской области, преподаватель Русской Школы Управления, Московской бизнес школы и РУДН, эксперт Pro Bono при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, член рабочей группы комиссии Правительства России по законопроектной деятельности 


На что Росфинмониторинг обращает внимание?

Для выявления подозрительных операций руководствуются критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103. Информационные письма Росфинмониторинга от 2 августа 2011 года № 17 и от 1 марта 2019 года № 59 используются организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе для оценки риска совершения операции в целях ОД / ФТ.

Подозрительными, в частности, будут:

  • займы крупных сумм на короткий срок между юридическим и физическим лицом, закрепленные договором в простой письменной форме;
  • сделки с недвижимостью, при совершении которых участник сделки ведет себя слишком скрытно, заключая соглашение в пользу третьего лица без наличия на то убедительных оснований;
  • сделки, при совершении которых не раскрываются источники происхождения денег;
  • ускорение совершения сделки;
  • использование в расчетах наличных денег;
  • фактический обмен объектами разной цены без доплаты, проведение серии сделок в короткие сроки и с последовательным увеличением или уменьшением стоимости;
  • любая аффилированность сторон (родственная, служебная или предпринимательская) и даже «нетипичная для данного вида сделок» возрастная или социальная группа.

Полный перечень подозрительных сделок приведен в рекомендациях Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты.


В чем задача медиатора?

Прежде всего, посредник должен помочь урегулировать конфликт между спорящими сторонами, предложить законные варианты выхода из конфликта и оформления достигнутых соглашений. Повышенное внимание к такого рода соглашениям связано с тем, что нотариально удостоверенное медиативное соглашение можно быстро исполнить, так как оно имеет силу исполнительного документа.

Медиатор не должен быть введен в заблуждение спорящими сторонами. В связи с этим посредникам стоит учитывать рекомендации, которые предлагает Росфинмониторинг в части проверки и благонадежности сторон, и обоснованности предъявляемых ими друг к другу требований.

Вопросы проверки добросовестности участников медиации, практические аспекты удостоверения медиативных соглашений неоднократно были и остаются предметом для обсуждения. Как медиатор может убедиться в правомочности заключаемой сделки? Должен ли он это делать, или ему следует выступать только в роли посредника для урегулирования конфликта?

Полагаю, что здесь нужно апеллировать к принципу добросовестности. Как любой участник профессиональной деятельности, медиатор не должен оставаться в стороне, прикрываясь исключительно ролью посредника, который слепо верит словам сторон медиации и представленным ими документами, и ничего не ставит под сомнение.


Если возникают подозрения

В такой ситуации медиатору нужно оценить критерии подозрительности достигаемого соглашения как с точки зрения целесообразности, так и с правовой точки зрения. Например, как минимум сомнения может вызвать отсутствие у заявителей оригиналов документов, подтверждающих наличие обоснованности обязательств, во исполнение которых заключается медиативное соглашение.

Действующий закон предусматривают возможность для посредника отказаться от проведения процедуры, ведь перед медиаторами также стоит задача по предотвращению использования медиации в противоправных целях.

Однако Росфинмониторинг фиксирует неоднократные случаи вовлеченности медиаторов в проведение сомнительных операций. Чтобы снизить количество таких ситуаций, ведомство совместно с Центром медиации при РСПП выпустило рекомендации.


Перспективы привлечения медиаторов к ответственности

Сегодня вопрос ответственности медиатора не урегулирован на законодательном уровне однозначно, нет еще сформированной практики привлечения к ответственности, в связи с чем многие полагают, что выступают именно посредниками, консультантами и не могут понести наказание. Соответственно, они действуют неосмотрительно, неосторожно, зачастую во вред сторонам медиации и нотариусу, который удостоверяет медиативное соглашение.

Прошлый год показал, что Росфинмониторинг и прокуратура обратили пристальное внимание именно на действия нотариусов в части удостоверения медиативных соглашений, привлекая их к административной ответственности за непроведение должной проверки заключаемых медиативных соглашений.

Полагаю, что законодательство об ответственности в сфере медиации будет совершенствоваться и ужесточаться. Поэтому я бы не стала говорить о том, что Росфинмониторинг выступает против медиаторов. Все информационные письма, приказы и разъяснения ведомства даются именно с целью предотвратить преступления. Медиаторам стоит помнить, что сроки давности привлечения к ответственности в России достаточно продолжительные – до 10 лет.

В общем, главная рекомендация действующим медиаторам – проявлять должную осмотрительность и осторожность, постоянно совершенствовать свой профессионализм и не доверять только устным заверениям участникам процедуры медиации. 



Теги: Росфинмониторинг, ответственность медиатора, осмотрительность, советы адвоката