МАК - представляют из себя колоду карт, изображающих различные сюжеты, людей, животных, фигуры или абстракции. Изображения подталкивают смотрящего на определенные ассоциации, помогающие понять, что тревожит человека, его отношение к разным ситуациям, какие установки им движут и многие другие мысли, находящиеся на стыке сознательного и бессознательного. Создателями первых МАК считаются канадский художник Эли Раман и немецкий психотерапевт Моритц Эгетмейер.
В последнее время МАК набрали популярность и широко применяются в работе многих специалистов и просто в обычной жизни для поиска ответов и решений. Не обошел стороной этот интересный инструмент и медиаторов.
Редакция Медиатор.РФ пообщалась с несколькими профессиональными медиаторами, практикующими работу с МАК. В каких сферах медиации их применяют, какой результат приносит работа с метафорическими картами и нет ли скептического отношения к ним со стороны клиентов?
«С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.
Каждая метафорическая карта — это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.
Метафорические карты — это способ мгновенно отыскать и осветить, выдернув в сознание то, что вам на этом складе понадобилось. Смотришь на карту — и в круге света появляется нужное воспоминание, давно забытое чувство, образ давно покинувшего тебя человека, решение застарелой проблемы.
Каждая метафорическая карта — это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога», - поделилась Анна Малахова.
Прежде всего, МАК я применяю в семейных медиациях при работе с детьми, они помогают легко настроить контакт с ребенком, получить от него информацию о семейной ситуации, его отношении к конфликту родителей, выяснить его отношение к каждому из родителей. Ребенок легко раскрывается и выдает информацию в форме свободного рассказа при описании картинок на картах и ответах на уточняющие вопросы. Иногда мы сочиняем по картинке сказку, в которой ребенок начинает фантазировать и рассказывать, в том числе, о своей ситуации и своих эмоциях и чувствах.
Взрослым людям интерпретирование изображений очень часто помогает найти ответ или решение своего вопроса в своем бессознательном, рождает новые идеи по вариантам разрешения спора.
Обычно люди воспринимают МАК, как нечто волшебное. Им кажется, что им попалось именно то изображение, которое отвечает их запросу. В них сразу включается ребенок, они оживляются и начинают активно рассуждать о том, что видят и как это связанно с обсуждаемым вопросом.
Особенно этот инструмент нравится женщинам и детям. Мужчины не всегда воспринимают его всерьез, некоторые могут реагировать отрицательно (как на нечто изотерическое).
В таких ситуациях я подробно разъясняю, что это психологический инструмент, не имеющий никакого отношения к эзотерике или гаданиям. Но не навязываю, если вижу явное сопротивление».
Как видим, метафорические ассоциативные карты обычно применяются в семейной медиации. Но некоторые медиаторы пошли дальше и нашли им эффективное применение в бизнес-среде.
Так использование МАК для подготовки руководителей, предпринимателей к эффективным переговорам, а также с целью создания паттернов осознанного поведения практикует Елена Зиновьева - основатель и руководитель юридической компании ООО «РЕСТЭЙТ», юрист, медиатор, преподаватель медиации, профессиональный коуч, член комитета по медиации НРО ООО «ОПОРА РОССИИ», член НРО ООО «Ассоциация юристов России».
Например, собственник бизнеса прояснил и осознал через образы карт собственную жесткую позицию во взаимодействии с сотрудниками, которая вызывала конфликты и мешала развитию бизнеса.
Цели использования метафорических карт - выявить потребности, мотивы, приоритеты, роли, стратегии, варианты выхода из проблемы и др.
Внутриколлективные конфликты:
-
начальник-подчиненный (что изменить в поведении, чтобы не вестись на манипуляции, или как управлять, чтобы наладить доверительную атмосферу в коллективе и поднять производительность);
-
конфликт интересов разных отделов в компании, который отражается на клиентах и доходах компании.
Межличностные конфликты:
-
родители-дети (непонимание, подавление и др.);
-
мужья-жены (разводы, раздел имущества) для лучшего понимания себя и другого;
-
наследники (спор по имуществу, обиды, если завещание содержит не всех наследников).
Использую различные колоды:
-
диагностические - определяем эмоции и состояния, мешающие видеть суть проблемы (страхи, противоречия, блоки);
-
коучинговые - клиент достает из колоды в «закрытую» образы и подсказки с решением - что делать надо, а что не надо в этой ситуации;
-
портретные - увидеть образ себя в текущей ситуации и образ партнера, чтобы больше понять свои истинные намерения, мотивы, потребности и партнера;
Техники помогают осознать причины проблем, вариативность выхода из тупика, расширить понимание картины мира оппонента, что помогает прийти к компромиссу, сотрудничеству или согласию».
Некоторые виды МАК для работы с детьми
Как отметили все медиаторы, видов колод МАК на сегодняшний день очень много, и каждая из них помогает в разных ситуациях.
Мы попросили Анну Малахову поделиться некоторыми разновидностями колод, подходящими для медиации: «Для работы с детьми достаточно много МАК, вы их можете выбирать по своим внутренним ощущениям, то, что вам откликается.
Для работы лучше, что было несколько колод МАК, потому что это разнообразит и вашу и практику, и будет интересно детям.
В своей работе с детьми я использую следующие колоды МАК:
МАК «Из сундука прошлого»
В набор входят карты с авторскими рисунками грузинской художницы Нино Чакветадзе (64 карты) и маленькие карты со словами и словосочетаниями (32 карты).
Рисунки отражают мир детства, каким его видит Нино Чакветадзе. Любимые игрушки, радостное узнавание природы, смена времен года, празднества, ожидания чудесного взросления … и тут же – бесконечный мир детских взаимоотношений, дружба, одиночество, обиды, предательства, влюбленности…
Не все воспринимают данные карты: кто-то легко видит в рисунках себя, а кому-то кажется, что они однообразны, монотонны и депрессивны. Некоторые считают, что в них не хватает чего-то важного, чего-то неповторимого и уникального из детства.
Это совсем не означает, что в таких случаях карты не работают. Если ребенок не находит в картах того, что нужно именно ему, то можно уточнить - чего именно не хватает? Какую бы карточку дорисовал бы, и что на ней было бы изображено?
Можно дать и другое задание – критиковать каждую из выбираемых им карт. И всякий раз, выслушивая критику, задавать вопрос: а как это происходило с вами? Что бы вы сюда добавили? Что убрали? По сути, в это время уже ведется работа с ребенком (подростком) о его детстве, он уже рассказывает вам и самому себе о нем, пусть и через отрицание того, что видит на картинках.
В рамках данной колоды МАК, мне нравится работать с детьми, когда они сочиняют сказки или историю.
В самом начале встречи с ребенком можно у него уточнить – какие книжки ему интересны, что любит читать?
И даже если у него нет любимых произведений или книг – всегда можно задать вопрос – а ты когда-то сочинял свою личную историю или сказку? Обычно это вызывает интерес у детей.
МАК «Сказка внутри тебя»
Все рисунки созданы арт-терапевтом и художником Юлией Воловиковой, убежденной в том, что детское восприятие, ощущение простоты, доверия и любви в каждой секунде являются самой безупречной ценностью нашей жизни.
Все карты-рисунки колоды объединяет атмосфера сказки, детской простоты и непосредственности. Карты «Сказка внутри себя» отражают мир детства, полный чудес и приключений.
В этом мире самые простые вещи кажутся неповторимыми и волшебными. И благодаря этой колоде вспомнить волшебный мир детства очень легко.
МАК «Послание внутреннему ребенку»
Эти карты помогут проработать детско-родительские отношения, запросы на детскую тематику (агрессивное поведение, тревога, страхи, конфликты, поведенческие проблемы, самооценка, эмоциональный интеллект).
МАК детьми в целом воспринимаются положительно».