Поэтому рекламы таких курсов хоть отбавляй, и число слушателей с каждым годом лишь увеличивается. Вместе с тем роста медиативной практики не видно. Куда же идут медиаторы-выпускники?
Поскольку статистики на этот счет не ведется, можно руководствоваться наблюдениями. Немалая часть посредников собирает «междусобойчики» - организации для медиаторов, в которых обсуждаются тонкости профессии. Получается такое закрытое от посторонних глаз пространство, где о ценностях медиации медиаторы рассказывают друг другу.
Есть те, кто понимает, что найти клиентов, готовых решать споры в примирительной процедуре, сейчас довольно сложно, и потому выбирают другой путь заработка. Почти сразу после базового курса идут учиться на тренера-медиатора – и следом выпускают свои обучающие продукты.
Некоторые обучаются, обучаются, обучаются – но не практикуют и не учат других. Знаний маловато, полагают они, нужно получить еще. Краткий курс, расширенный курс, вебинары, мастер-классы, учебные медиации, супервизии… Наверняка, это самая приятная категория для всех, кто занимается образованием медиаторов.
Есть, к счастью, и те, кто пришел учиться с четким осознанием, чем они будут заниматься в дальнейшем. Такие медиаторы, как правило, еще во время занятий успевают собрать команду, с которой они потом откроют компанию по оказанию медиативных услуг. Или начинают практиковать самостоятельно – например, совмещая новое занятие со своей основной работой юристом. Еще они могут задуматься о создании некоммерческой организации, работающей на деньги от полученных грантов.
Ну, и нередко, разочаровавшись в новом направлении деятельности, выпускник полностью возвращается к своей основной профессии, которая его кормила и раньше.
А давайте поразмышляем, каким бы мог быть правильный путь выпускника-медиатора?
Во-первых, конечно, это практика с первых дней окончания обучения. Встает вопрос: а где взять людей, которым нужна медиация? Некоторые самостоятельные люди предлагают свои услуги безвозмездно – как раз, чтобы научиться проводить процедуру. Есть сообщества медиаторов, приглашающие в бесплатные медиации всех желающих, – чтобы их посредники могли попрактиковаться в настоящих спорах. Ну, и не стоит забывать, что сейчас существуют организации, созданные органами власти для разрешения бытовых конфликтов – можно попросить о прохождении в них практики / стажировки. Не исключен такой вариант и в отношении частной организации, которая оказывает медиативные услуги.
Во-вторых, желающему практиковать выпускнику стоит задуматься о вхождении в систему, которая способна предоставить ему возможность заработка. Здесь можно и разослать резюме в компании, оказывающие медиативные услуги; и разместить свой профиль на сайтах, где люди ищут нужного специалиста; и задуматься о членстве в каком-то объединении медиаторов. В последнем случае в пример можно привести Общероссийский профсоюз медиаторов, одна из задач которого - содействие полной профессиональной занятости.
В-третьих, конечно, не стоит забывать, что о медиации знает только узкий круг лиц. Сами посредники, по их сообщениям, рассказывают о примирительной процедуре всем и всюду – и нельзя сказать, что этого недостаточно… Но, возможно, на вопрос стоит взглянуть совсем с другой стороны: для популяризации важно не чтобы медиаторы сообщали, какую замечательную процедуру они проводят, а чтобы об этом говорили другие. К сожалению, одним днем и раскрученной страницей в соцсетях такого не добиться. Здесь нужны годы добросовестной практики, когда при минимуме затрат клиенты получают от участия посредника максимально эффективное решение.