Далее Вы узнаете:
-
почему, даже если в соцсетях у Вас огромная фан-база, журналисты нещадно режут Ваш материал;
-
каких ошибок при подготовке статьи можно избежать;
-
как сэкономить на курсах и книгах, обучающих писать.
Найдите пять отличий
1. Разные цели и целевые аудитории
Цель блога обычно — продвижение эксперта или компании. Цель у СМИ совершенно иная: это может быть заработок на продажах и подписке на издание, популяризация определенного направления и прочее.
Важно! Подумайте, насколько интересно то, что Вы излагаете, для целей, которые преследует выбранное СМИ.
Пример. СМИ занимается популяризацией психологии. Представитель другой профессии — допустим, юрист — предлагает материал о том, что психологи не смогли решить вопрос, а вот он справился. И искренне не понимает, почему редакция отказывается публиковать его интересную, яркую статью.
Из этого вытекает следующее: разные цели — разные целевые аудитории.
Важно! Подумайте, насколько целевой аудитории СМИ будет полезно то, чем Вы занимаетесь. Пересечения можно найти почти всегда.
Пример. Вы работаете в основном с проблемами семей, а СМИ — глянцевый журнал, ориентированный на успешных представителей региона (бизнес, власть, искусство). Этой аудитории можно рассказать, как красиво решали вопрос развода и раздела имущества селебрити и что им в этом способствовало.
2. Разный формат подачи информации
Если в блоге допустимо писать, как Вы чувствуете, что думаете, в какой обстановке печатаются эти строки (и это совершенно правильно), то СМИ беседует со своей аудиторией на ее языке.
Практически каждая редакция получает от авторов сообщения такого рода: «Вы изменили мой материал — потерялся особенный стиль». Да, это неизбежно. Представьте, что Вы отправили одну и ту же статью в СМИ разных направлений. Разве редакторы всех изданий выпустили бы его просто с легкой корректорской правкой?
Важно! Перед тем, как начать готовить материал, посмотрите, каким языком СМИ общается со своей аудиторией. Постарайтесь под этот способ изложения подстроиться.
Пример. ВАКовский журнал будет изобиловать специфической лексикой, газета для нефтяной отрасли может содержать профессиональный сленг, а глянцевый дамский журнал говорит с нами легко, но убедительно, продавая красивую жизнь и ее аксессуары.
Если смысл сохранился, значит, Вы выполнили цель донести до читателя свою мысль.
3. Разный уровень информативности
Если блог легковесный — допустима одна мысль на один пост, то в материале для СМИ следуем классическому правилу: один абзац — одна мысль. Всегда концентрат, всегда мини-исследование. Если это не эссе и не зарисовка, то никакому эффекту мимолетности, пространным рассуждениям, рассказам об обстановке вокруг пишущего текст места нет.
Во многих соцсетях можно опубликовать лонгриды и оставить выжимки в сторис. Но печатное СМИ ограничено объемом, и практически все, что мы даем, — выжимка. Кратко и очень информативно.
Важно! Это не исключение, а правило, когда из объемного материала журналисты берут только комментарий; не обвинение в многословности, а обычная практика редакции, которая оценивает весь свой выпуск.
Пример. Селебрити публикует видео со словами: «Это я давал интервью каналу N, тут полная двухчасовая версия. Журналисты сократили, в эфир пустили три фразы».
4. Разная структура и степень достоверности материала
Если структура текста в блоге может быть продиктована исключительно настроением пишущего (и это правильно — живое непринужденное общение), то СМИ выстраивают логическую цепочку, проверяют и уточняют информацию. Именно поэтому так часты замечания редакции, которые порой могут восприниматься как непризнание заслуг автора.
Важно! Правки от редакции получают и лидеры мнений, и доктора наук.
Почему редакции часто нужно уточнение? Потому что журналисты поняли: споткнулись они — может споткнуться и читатель.
Пример. В редакцию приходит материал, где сообщается, что российские юристы не сильны в вопросах финансового права. Автору будут направлены уточнения: какие именно юристы, в каком регионе или населенном пункте, кто об этом писал, кто сталкивался. Редакция запросит источник сведений. И, если уточнения или достоверный источник не будут получены, в печать такое утверждение не пойдет.
О правках знаете только Вы и редакция: готовый материал увидят тысячи читателей.
5. Разный подход к Вашему позиционированию
Если в блоге логично писать о своем образовании и опыте, авторских наработках и успехах, сумме сэкономленных для клиента средств и т.п., то в СМИ такое выглядит рекламой конкретного эксперта.
Важно! В независимом материале не допускается Вашей рекламы. В любом случае запрещен негатив по отношению к конкурентам.
Пример. В качестве независимого предлагается материал о конкретной студии танцев. Информация будет привлекать внимание потенциальных потребителей к платному продукту, поэтому редакция отказывает в его размещении без пометки «реклама» и подписания соответствующего договора. Предложивший возмущается: «Как же так, в вашем СМИ недавно был обзор десяти студий танцев!». Да, обзорный материал ряда конкурирующих продуктов допускается, рассказ же о конкретном может повлечь ответственность для рекламораспространителя.
Три роковые ошибки
Расскажу о важных промахах, которые мешают выстраиванию взаимодействия с журналистами.
1. Допускать перепечатки и недобросовестные заимствования
Представьте, что покупаете журнал, а в нем ряд материалов, с которыми Вы точно знакомы. Один видели на популярном сайте, другой был размещен в профессиональном издании, третий его автор выложил во всех своих соцсетях в виде лонгридов, сторис, кратких тезисов и видео. Насколько такое СМИ покажется интересным?
Важно! Редакция не берет в работу ранее обнародованные автором или иным лицом материалы. Это также позволяет избежать рисков нарушения прав интеллектуальной собственности.
Пример. В редакцию поступает материал, который автор опубликовал на сайте другого интернет-издания. Во-первых, статья полностью не уникальна. Во-вторых, публикуя ее, СМИ пренебрежет интересами аудитории, которая приобретает выпуск ради свежей информации.
2. Не учитывать особенности специализированного СМИ
СМИ пишет на узкую тематику, однако регулярно сталкивается с тем, что добрую половину авторских материалов составляют общие разъяснения. Эти фрагменты удалят, однако: автор потратил немало времени на подготовку материала, редакция — на чтение и сокращение текста. И более того, у редакции осталось понимание, что автор плохо знаком с изданием.
Важно! Учитывайте тематику СМИ, не давайте по ней пять страниц «введения в профессию».
Пример. Одно дело — представить материал о проблемах кардиологии в федеральную газету для широкой публики и совсем другое — в журнал для врачей. Если в первом случае потребуется разъяснить общие понятия и разжевать все нюансы, то во втором длинный экскурс в медицинскую специфику неуместен.
3. Причинять боль верстальщику и дизайнеру
Работа с текстом — это не все, что делает команда редакции. Авторский материал будет оформлять верстальщик (а иногда — еще и дизайнер), для чего потребуется Ваше фото.
Важно! В печать годятся только качественные изображения. Как минимум должно быть одно портретное фото в деловой обстановке хорошего качества. А идеально будет прислать ссылку на папку с десятками фотографий, чтобы при оформлении текста выбрали подходящие.
Лайфхак: если Вы направите в редакцию качественные фото на выбор, при оформлении может быть использовано не одно изображение, а несколько. Это красиво!
Пример. Автор направляет одно размытое фото из серии «верните мой 2007» и говорит, что других у него нет. Если в ряде редакций исхитрятся и дадут эту фотографию в микроскопическом размере, то некоторые и вовсе могут отказать в публикации — даже при блестяще подготовленном тексте.
Как сэкономить на обучении
Владеющий русским языком автоматически освобождается от надобности ходить на курсы вроде «10 способов великолепного письма». Потому что лучшие тренеры — это Достоевский, Тургенев, Гончаров, наше все — Пушкин… И, конечно, прочие классики русской литературы.
Чтобы создать свои шедевры, они не скупали культовые книги для копирайтеров, не проходили курсы от инфлюенсеров. Наши писатели взахлеб читали сложные произведения и никогда не упускали возможности напитаться высоким искусством.
Как это использовать?
1. Просто читать. Вскоре вы увидите, как ваш словарный запас не просто растет, а взмывает вверх.
Лайфхак для ленивых: смотрите или включайте послушать видео классических спектаклей (например, Малого театра по Островскому).
2. В редактуре своего материала. Не важно, пишете ли Вы для блога или для СМИ, — дайте себе время, чтобы взглянуть на материал другими глазами. Для этого после написания погрузитесь на полчаса в классику. Попав на волну «великого и могучего» языка, Вы настроитесь на внесение нужных правок в текст и значительно его улучшите.
На полке моего рабочего стола всегда эти книги:
- Федор Достоевский: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Дневник писателя»;
- Иван Гончаров: «Обломов», «Обрыв», Обыкновенная история»;
- Иван Тургенев: «Дворянское гнездо»;
- Николай Гоголь: «Мертвые души»;
- Алексей Толстой: «Петр Первый».
3. В развлекательном формате. Следующее упражнение можно делать самому, а можно вместе с детьми. Задание творческое, критериев оценки нет.
Чтобы почувствовать цвет и объем слова, понадобятся: свободное время, поэтические тексты и цветные карандаши.
- Распечатайте любимые строки классиков — с большим интервалом (поставьте множитель «3» или более).
- Попробуйте присвоить каждому слову свой цвет, обведите или закрасьте его.
- А потом под каждым словом напишите известные вам синонимы. Или, если хотите больше творчества, — ассоциации. Второе сложнее, но поможет лучше чувствовать значение слова, даст большее понимание заложенного автором смысла.
Выводы — утешительные
- Материал, который Вы готовите для СМИ, — это ткань. Получится из нее деловой костюм, вечернее платье или легкий прогулочный комбинезон — нужно смотреть по стилю СМИ. Будьте готовы к тому, что «ткань» порежут, перекроят и даже окрасят. Если при согласовании Вы не нашли искажения смысла, то достигли своей цели.
- Вам может отказать в публикации целый ряд СМИ — но это не причина останавливаться. Если редакция идет на контакт, спросите, что можно улучшить. Так сможете получить бесплатный совет, сохранить связи и возможность сотрудничать в дальнейшем.
- Хотите писать — будете. Читайте великие тексты, увлекайтесь изящным искусством, глубоко исследуйте слово — и скоро увидите, что Вы блестящий носитель русского языка, которого хочет заполучить в качестве автора любое СМИ!