1. Зачем юристу “отдавать свой кусок хлеба” медиатору?
В бизнес-конфликтах часто участвуют юристы. И медиаторы-новички думают, что раз есть юристы, никакой медиации не получится, ведь зачем юристу отдавать свою работу и заработок?
На практике юристы бывают разные. Если это грамотный профессионал, то его задача - решить проблему клиента. Он видит все риски конфликта, оценивает потери для компании и готов участвовать в переговорном процессе, если это может помочь компании достичь результатов.
Большинство бизнес-медиаций проходят с участием юристов, и чаще всего - именно они являются инициаторами процесса.
Юристы помогают медиатору, потому что у них есть прямой контакт с руководством, доверие от руководителя и понимание нюансов дела.
Мы привлекаем юристов к медиации, консультируемся с ними, согласовываем финальные документы. Задача медиатора - наладить контакт с юристами компаний и работать совместно, а не против друг друга.
После медиации мы стараемся собирать обратную связь от юристов:
2. Одна сторона согласна на медиацию, вторая - пока нет. Может ли медиатор “уговорить” вторую сторону на медиацию?
Медиатор в своей работе должен уметь не только проводить медиацию, как услугу, но и уметь общаться с потенциальными клиентами. Если у вас есть согласие одной стороны - полдела уже сделано. Дальше задача - привлечь вторую.
Мы привлекаем вторую сторону так: созваниваемся с юристом либо руководителем, знакомимся, сообщаем о том, что являемся независимой организацией, звоним по такому-то конфликту, не представляем ни одну из сторон. Обязательно сообщаем, что вторая сторона согласна на переговоры.
Коротко с огоньком приглашаем на бесплатную консультацию в Zoom - а там уже рассказываем о преимуществах медиации и отвечаем на все вопросы и возражения. Мы разработали специальные “скрипты” - инструкцию для медиатора, в которой собрали типовые возражения клиентов. Медиатор изучает скрипт и может быстро сориентироваться в разговоре, а не теряться от неожиданного вопроса.
Вот так выглядит “кусочек” скрипта с возможными сценариями:
3. Я медиатор, но не юрист. Могу ли я вести бизнес-медиацию?
Для того, чтобы вести бизнес-медиации, юридическое образование не обязательно, и таких ограничений нет в законе.
На мой взгляд, медиатору лучше отказаться от дела, если он “не в языке” клиента. Быть “в языке” означает, что знаний и компетенций медиатора достаточно для того, чтобы понять терминологию клиентов, разобрать проблему, с которой они столкнулись и понять все нюансы дела.
Я периодически участвую в урегулировании конфликтов, где моих юридических знаний не хватает и составить финальное соглашение самостоятельно не смогу. Однако сам конфликт мне понятен, и я могу помочь сторонам достичь договоренностей. В такой ситуации работаем в связке с юристами сторон - на финальном этапе именно они помогают и оттачивают юридические формулировки медиативного соглашения.
Надеюсь, статья поможет медиаторам проводить больше медиаций и двигаться вперед в профессии!