3 важных вопроса о бизнес-медиации, на которые должен уметь ответить медиатор

Медиаторы часто сталкиваются с возражениями и страхами потенциальных клиентов в связи с незнанием особенностей процедуры или недостаточным доверием к ней.
Медиатор в бизнес-спорах Елена Гизерская поделилась опытом, как она и ее коллеги отвечают на типичные вопросы клиентов.

3 важных вопроса о бизнес-медиации, на которые должен уметь ответить медиатор

1. Зачем юристу “отдавать свой кусок хлеба” медиатору?

В бизнес-конфликтах часто участвуют юристы. И медиаторы-новички думают, что раз есть юристы, никакой медиации не получится, ведь зачем юристу отдавать свою работу и заработок?

На практике юристы бывают разные. Если это грамотный профессионал, то его задача - решить проблему клиента. Он видит все риски конфликта, оценивает потери для компании и готов участвовать в переговорном процессе, если это может помочь компании достичь результатов.

Большинство бизнес-медиаций проходят с участием юристов, и чаще всего - именно они являются инициаторами процесса.

Юристы помогают медиатору, потому что у них есть прямой контакт с руководством, доверие от руководителя и понимание нюансов дела.

Мы привлекаем юристов к медиации, консультируемся с ними, согласовываем финальные документы. Задача медиатора - наладить контакт с юристами компаний и работать совместно, а не против друг друга.

После медиации мы стараемся собирать обратную связь от юристов:

7.jpeg


2. Одна сторона согласна на медиацию, вторая - пока нет. Может ли медиатор “уговорить” вторую сторону на медиацию?

Медиатор в своей работе должен уметь не только проводить медиацию, как услугу, но и уметь общаться с потенциальными клиентами. Если у вас есть согласие одной стороны - полдела уже сделано. Дальше задача - привлечь вторую.

Мы привлекаем вторую сторону так: созваниваемся с юристом либо руководителем, знакомимся, сообщаем о том, что являемся независимой организацией, звоним по такому-то конфликту, не представляем ни одну из сторон. Обязательно сообщаем, что вторая сторона согласна на переговоры.

Коротко с огоньком приглашаем на бесплатную консультацию в Zoom - а там уже рассказываем о преимуществах медиации и отвечаем на все вопросы и возражения. Мы разработали специальные “скрипты” - инструкцию для медиатора, в которой собрали типовые возражения клиентов. Медиатор изучает скрипт и может быстро сориентироваться в разговоре, а не теряться от неожиданного вопроса.

Вот так выглядит “кусочек” скрипта с возможными сценариями:

8.jpeg


3. Я медиатор, но не юрист. Могу ли я вести бизнес-медиацию?

Для того, чтобы вести бизнес-медиации, юридическое образование не обязательно, и таких ограничений нет в законе.

На мой взгляд, медиатору лучше отказаться от дела, если он “не в языке” клиента. Быть “в языке” означает, что знаний и компетенций медиатора достаточно для того, чтобы понять терминологию клиентов, разобрать проблему, с которой они столкнулись и понять все нюансы дела.

Я периодически участвую в урегулировании конфликтов, где моих юридических знаний не хватает и составить финальное соглашение самостоятельно не смогу. Однако сам конфликт мне понятен, и я могу помочь сторонам достичь договоренностей. В такой ситуации работаем в связке с юристами сторон - на финальном этапе именно они помогают и оттачивают юридические формулировки медиативного соглашения.


Надеюсь, статья поможет медиаторам проводить больше медиаций и двигаться вперед в профессии!



Теги: бизнес медиация, работа с возражениями, скрип для медиатора, клиенты медиатора, медиация в бизнесе



Елена Гизерская

Медиатор в бизнес-спорах, тренер по медиации, руководитель сообщества юристов и медиаторов 4Legal