Мероприятие собрало ведущих экспертов, ученых и представителей федеральных органов власти, чтобы обсудить ключевые изменения в налоговой системе России и перспективы развития налогового права в условиях масштабной реформы 2025 года.
Открытие форума прошло 4 июня в атмосфере глубокого осознания масштабов перемен, которые ждут налоговую сферу страны в ближайшее время. С приветственным словом к участникам обратились заведующая кафедрой налогового права Дарья Мошкова, профессор кафедры финансового права Лана Арзуманова и заместитель начальника Правового управления Федеральной налоговой службы Алена Зайцева.

Проректор по научно-исследовательской деятельности МГЮА Владимира Синюкова также выступил с приветственным словом. Он подчеркнул, что трансформация экономики, цифровизация и формирование нового правового базиса делают вопрос развития налогового законодательства крайне актуальным. По его словам, перед научным и юридическим сообществом стоит важная задача — выработать инновационные концепции налогообложения, которые учтут специфику различных сфер профессиональной деятельности и риски, связанные с налогообложением в новых экономических реалиях.
Синюков выразил уверенность в том, что форум позволит расширить научный диалог и укрепить межведомственное сотрудничество по самым актуальным вопросам налоговой политики.
В первый день обсуждения были сосредоточены вокруг нескольких панельных дискуссий, посвященных актуальным проблемам налогообложения:
• Налогообложение профессиональных медиаторов. Обсуждение того, как новые формы урегулирования споров влияют на налоговый статус медиаторов, вызвало живой интерес у участников. Модератор — профессор Лана Арзуманова — отметила важность профессионализации медиаторов и необходимости обеспечения их налоговой прозрачности.
• Самозанятость и налогообложение. В условиях роста сегмента самозанятых граждан обсуждались механизмы учета и налогообложения таких доходов. Модераторами стали заведующая кафедрой налогового права Дарья Мошкова и профессор Лана Арзуманова.
• Налогообложение операций по майнингу цифровых валют. Этот вопрос стал одним из самых дискуссионных. Профессор Сергей Ядрихинский обратил внимание на сложность регулирования майнинга и необходимость создания четких правил для цифровых валют, что напрямую связано с повышением прозрачности и контролем финансовых потоков.

Особое внимание на форуме было уделено первой дискуссии, которая открыла секцию, посвященную медиации. Медиация — относительно новый, но стремительно развивающийся инструмент альтернативного разрешения налоговых споров. В условиях реформ и цифровизации именно медиация способна стать мостом между налогоплательщиками и государством, позволяя решать конфликты быстро, эффективно и без излишних затрат.
Участники дискуссии сосредоточились на нескольких важных аспектах: правовой статус медиаторов и особенности их профессиональной деятельности в налоговой сфере, особенности налогообложения доходов медиаторов, в том числе в части самозанятости и ИП, проблемы учета и декларирования доходов, а также необходимость создания прозрачных механизмов для налогообложения данной категории специалистов, и перспективы развития законодательства и формирование условий для профессионализации медиаторов, включая обучение и сертификацию.
Эксперты отметили, что для успешного внедрения медиации в налоговую систему необходимо обеспечить понятную и справедливую налоговую базу для медиаторов. Это подразумевает разработку специальных налоговых режимов или льгот, учитывающих специфику их деятельности и стимулирующих развитие профессии.
Модератор сессии, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук Лана Арзуманова отметила, что в профессиональной среде до сих пор существует представление о возможности проводить процедуры медиации неофициально — без постановки на налоговый учет и без уплаты налогов. Она подчеркнула, что это недопустимо в современных условиях, когда все переводы и финансовые операции прозрачны для налоговых органов. Арзуманова высказалась за честные и прозрачные правила игры, а также за баланс публичных и частных интересов.

Президент АНО поддержки предпринимательства «Объединенный медиативный центр», медиатор, налоговый консультант, член Научно-экспертного совета Союза «Палата налоговых консультантов», государственный советник Российской Федерации 3 класса Оксана Мучараева подтвердила, что проблема действительно существует: далеко не все медиаторы считают нужным вставать на налоговый учет. При этом официальной статистики, сколько из них платит налоги, нет. Однако в ближайшее время этим вопросом займется профессиональное сообщество. Уже создано единственное в России СРО медиаторов, и крупные объединения будут маркировать своих членов как стоящих на налоговом учете. Это будет восприниматься как показатель надежности и станет конкурентным преимуществом.
Мучараева также подчеркнула, что многие медиаторы не встают на учет не по злому умыслу, а потому что у них нет гарантированного объема работы. Медиация не является обязательной процедурой, а фиксированной ниши на рынке у медиаторов нет. Особенно сложно в регионах: медиаторы сталкиваются с высокой конфликтностью, работают с подростками, разводами, но при этом не имеют стабильного заработка.
Даже те, кто стоит на учете, сталкиваются с трудностями — страховые взносы слишком высоки, и в результате медиаторы вынуждены переходить в режим самозанятости. Она предложила либо адаптировать законодательство и включить услуги медиации в режим самозанятости, либо осознанно идти по пути создания «эксклюзивной» профессии — но в этом случае она станет недоступной для широких слоев населения. Более разумным ей видится запуск пилотного проекта по обелению сферы: поставить медиаторов на налоговый учет, разработать совместно с ФНС стартовый пакет с инструкциями и разъяснениями. Также необходимо определиться, чего хочет сообщество: быть доступными и получить более гибкий режим налогообложения — или стать узкой, высокооплачиваемой, но элитарной профессией.
Арзуманова в ответ на это заявила, что категорически против идеи эксклюзивности. Сегодня медиация становится все более доступной: в стране уже есть центры, работающие, например, с семейными спорами, где медиаторы получают официальную зарплату. Она считает, что на переходный период стоило бы разрешить медиаторам работать как самозанятым — это упростило бы процесс легализации без сведения профессии к коммерческой услуге.
Декан международно-правового факультета МГИМО МИД России, кандидат юридических наук Никита Молчаков, со своей стороны, обозначил более глубокую проблему — проблему правосознания. По его мнению, отношение к медиации в обществе и в профессиональной среде во многом определяется стереотипами. Он признал, что сам относится к медиации с определенной настороженностью: сейчас многие объявляют себя медиаторами, не имея ни документов, ни нужных компетенций. Однако в целом он оценивает потенциал института как высокий — при условии профессионализации и развития этого направления в публичном праве.

Руководитель Центра медиации при Российском союзе промышленников и предпринимателей, соучредитель Национальной ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет», налоговый
консультант Елена Ракович поделилась опытом и подтвердила, что даже при желании встать на налоговый учет медиаторы сталкиваются с серьезными бюрократическими препятствиями. Ей самой удалось зарегистрироваться только с пятой попытки — предыдущие обращения остались без ответа. Она отметила, что страховые взносы пугают меньше, чем сама непонятность процесса: многие просто не знают, как все устроено. Несмотря на то что по закону медиация не является предпринимательской деятельностью и не подпадает под специальные налоговые режимы, даже в случае безвозмездного оказания услуг медиатор обязан вставать на учет и подавать нулевую декларацию. Об этом часто забывают.
Ракович подчеркнула, что медиация не должна оставаться побочным видом деятельности — она должна стать полноценной профессией. Но при этом переводить ее в рамки предпринимательства, по ее мнению, нельзя. В этом случае профессия рискует превратиться в сферу обслуживания, а медиация — по своей сути не об этом.
Уастники сошлись во мнении, что институт медиации в России нуждается в комплексной поддержке: от совершенствования налогового регулирования до повышения качества подготовки медиаторов. Среди предложений — допуск к режиму самозанятости, запуск пилотных проектов по «обелению» отрасли и разработка разъяснительных материалов совместно с ФНС.