В Москве прошел форум о борьбе с буллингом и создании безопасной среды для детей
Буллинг остается одной из самых острых социальных проблем в России: более половины детей сталкиваются с травлей, а учителя, которые должны защищать учеников, сами нередко становятся ее жертвами. Однако эффективных механизмов борьбы с этим явлением в стране по-прежнему недостаточно. Школы, родители и общество в целом часто не готовы своевременно распознавать и пресекать буллинг, что приводит к тяжелым последствиям для психики и жизни пострадавших.

Именно поэтому Второй Всероссийский антибуллинговый форум «Надо поговорить!», прошедший в период с 24 по 25 марта, стал важным шагом в обсуждении и поиске решений этой проблемы. В течение двух дней депутаты, педагоги, эксперты и общественные деятели говорили о профилактике травли, правовом регулировании и том, как искусство и медиаконтент могут способствовать формированию безопасной среды для детей и подростков. Форум объединил всех, кто готов действовать, чтобы российские школы и онлайн-пространство стали местами, свободными от насилия и унижений.
Мероприятие своим выступлением открыл Председатель Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ», руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов. Он подчеркнул, что психологи в школе играют ключевую роль в создании безопасной и поддерживающей атмосферы для учеников. В борьбе с буллингом школьные психологи работают как с жертвами, так и с агрессорами, помогая первым восстановить уверенность в себе, а вторым – разобраться в причинах своего поведения. По его словам, крайне важно обеспечить таких специалистов достойной заработной платой.
Кроме того, Миронов указал, что сегодня родители, чьи дети сталкиваются с травлей, зачастую выбирают самый простой путь – переводят их в другую школу. Однако это не решает проблему, а лишь подчеркивает беспомощность системы образования. Учителя же, перегруженные бумажной и электронной отчетностью при скромных зарплатах, просто не имеют возможности уделять внимание профилактике буллинга. По словам Миронова, необходимо создать такую систему, когда весь педагогический состав не умалчивает подобные ситуации, а освещает их.
Председатель Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова стала следующей выступающей. Большое внимание она уделила тому, что же из себя представляет буллинг и где разница между ним и обычным конфликтом. По словам специалиста, многие часто путают данные явления. Она указала, что конфликт — это разногласие между людьми, в котором обе стороны находятся в равных условиях и могут отстоять свою позицию. Буллинг же — это систематическое преследование, при котором одна сторона оказывает психологическое или физическое давление на другую, а жертва чаще всего не может дать отпор. Важно понимать эту разницу, чтобы не игнорировать случаи травли, списывая их на обычные ссоры между детьми.
Она поддержала мысль Сергея Миронова о том, чтобы школы публично освещали случаи буллинга. Лантратова заявила, что законопроект, направленный против буллинга, который будет представлен в Госдуме в ближайшее время, включает положения о том, что освещение данных проблем не должно влиять на рейтинг школы. В таком случае подобные эпизоды не станут замалчиваться, а о проблемах буллинга начнут говорить открыто.
Следующей выступающей стала Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, представитель Минпросвещения Лариса Фальковская. По ее мнению, в профилактике буллинга ключевую роль играют именно взаимоотношения между учениками, а не юридические определения.
Одной из сложностей является даже само определение травли, поскольку оно включает в себя множество разрозненных правовых аспектов. Чиновники и законодатели, по ее мнению, должны работать над тем, чтобы буллинг воспринимался как нечто предосудительное и неприемлемое, а также способствовать созданию в школах атмосферы доброжелательности.
Фальковская отметила, что министерство уже занимается профилактикой девиантного поведения среди школьников. В частности, в образовательной среде продвигается идея о том, что если кто-то вызывает у тебя антипатию, лучше просто оставить его в покое, чем потом разбираться с последствиями. Кроме того, говоря о борьбе с буллингом, важно не допустить ситуации, когда обсуждение проблемы само по себе превращается в ее распространение, подчеркнула представитель Минпросвещения.
Далее слово взяла председатель Совета Торгово-промышленной палаты по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству Елена Мякотникова. Она указала, что проблема буллинга является вопросом национальной безопасности, так как в дальнейшем подобные привычки переходят во взрослую жизнь. Мякотникова заявила, что одним из механизмов борьбы с травлей может стать развитие кружков и спортивных секций, а также создание безопасного пространства в Интернете. Дети, имеющие насыщенную и плодотворную жизнь, будут менее склонны к агрессивному поведению.
В рамках форума множество экспертов высказали свою позицию на тему того, как эффективно бороться с проявлениями буллинга. Суммируя все сказанное, можно прийти к выводу, что в подобном вопросе крайне необходим комплексный подход, включающий работу учителей, родителей и самих учеников. Важно не только реагировать на случаи травли, но и заниматься ее профилактикой, создавая в школе атмосферу уважения и безопасности.
Один из ключевых методов борьбы — это просвещение. Ученики должны понимать, что такое буллинг, какие формы он принимает и к чему может привести. Важно учить детей эмпатии, умению разрешать конфликты мирным путем и оказывать поддержку тем, кто стал жертвой травли. В этом могут помочь специальные классные часы, тренинги и обсуждения, где поднимаются темы уважения, дружбы и ответственности.
Роль учителей и школьных психологов также нельзя недооценивать. Важно, чтобы педагоги были внимательны к взаимоотношениям в классе, вовремя замечали тревожные сигналы и умели правильно реагировать на проявления агрессии. Школьные психологи должны работать не только с жертвами буллинга, помогая им восстановить уверенность в себе, но и с самими агрессорами, выясняя причины их поведения и помогая скорректировать его.
Родителям тоже стоит быть вовлеченными в процесс. Открытое общение с ребенком помогает своевременно заметить, если у него возникли проблемы. Важно не обесценивать его переживания и не советовать «просто не обращать внимания», а поддержать и, при необходимости, обратиться за помощью к школе или специалистам.
Также важно формировать в школе нулевую терпимость к травле. Если ученики будут знать, что буллинг не остается безнаказанным и что взрослые готовы вмешаться, это снизит уровень агрессии в коллективе. Важно, чтобы у школы были четкие правила реагирования на случаи буллинга, а пострадавший знал, к кому можно обратиться за поддержкой.
Кроме того, можно внедрять программы наставничества, в которых старшеклассники помогают младшим адаптироваться в коллективе и учат их уважительному общению. Создание ученических советов, где дети сами участвуют в решении проблем, также может снизить уровень травли, так как ученики будут чувствовать свою ответственность за атмосферу в школе.
Борьба с буллингом — это не разовая акция, а системная работа. Только совместными усилиями педагогов, родителей и самих школьников можно создать среду, в которой каждому будет комфортно и безопасно.
Фото: Государственная Дума РФ
Мероприятие своим выступлением открыл Председатель Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ», руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов. Он подчеркнул, что психологи в школе играют ключевую роль в создании безопасной и поддерживающей атмосферы для учеников. В борьбе с буллингом школьные психологи работают как с жертвами, так и с агрессорами, помогая первым восстановить уверенность в себе, а вторым – разобраться в причинах своего поведения. По его словам, крайне важно обеспечить таких специалистов достойной заработной платой.
Кроме того, Миронов указал, что сегодня родители, чьи дети сталкиваются с травлей, зачастую выбирают самый простой путь – переводят их в другую школу. Однако это не решает проблему, а лишь подчеркивает беспомощность системы образования. Учителя же, перегруженные бумажной и электронной отчетностью при скромных зарплатах, просто не имеют возможности уделять внимание профилактике буллинга. По словам Миронова, необходимо создать такую систему, когда весь педагогический состав не умалчивает подобные ситуации, а освещает их.
Председатель Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова стала следующей выступающей. Большое внимание она уделила тому, что же из себя представляет буллинг и где разница между ним и обычным конфликтом. По словам специалиста, многие часто путают данные явления. Она указала, что конфликт — это разногласие между людьми, в котором обе стороны находятся в равных условиях и могут отстоять свою позицию. Буллинг же — это систематическое преследование, при котором одна сторона оказывает психологическое или физическое давление на другую, а жертва чаще всего не может дать отпор. Важно понимать эту разницу, чтобы не игнорировать случаи травли, списывая их на обычные ссоры между детьми.
Она поддержала мысль Сергея Миронова о том, чтобы школы публично освещали случаи буллинга. Лантратова заявила, что законопроект, направленный против буллинга, который будет представлен в Госдуме в ближайшее время, включает положения о том, что освещение данных проблем не должно влиять на рейтинг школы. В таком случае подобные эпизоды не станут замалчиваться, а о проблемах буллинга начнут говорить открыто.
Следующей выступающей стала Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, представитель Минпросвещения Лариса Фальковская. По ее мнению, в профилактике буллинга ключевую роль играют именно взаимоотношения между учениками, а не юридические определения.
Одной из сложностей является даже само определение травли, поскольку оно включает в себя множество разрозненных правовых аспектов. Чиновники и законодатели, по ее мнению, должны работать над тем, чтобы буллинг воспринимался как нечто предосудительное и неприемлемое, а также способствовать созданию в школах атмосферы доброжелательности.
Фальковская отметила, что министерство уже занимается профилактикой девиантного поведения среди школьников. В частности, в образовательной среде продвигается идея о том, что если кто-то вызывает у тебя антипатию, лучше просто оставить его в покое, чем потом разбираться с последствиями. Кроме того, говоря о борьбе с буллингом, важно не допустить ситуации, когда обсуждение проблемы само по себе превращается в ее распространение, подчеркнула представитель Минпросвещения.
Далее слово взяла председатель Совета Торгово-промышленной палаты по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству Елена Мякотникова. Она указала, что проблема буллинга является вопросом национальной безопасности, так как в дальнейшем подобные привычки переходят во взрослую жизнь. Мякотникова заявила, что одним из механизмов борьбы с травлей может стать развитие кружков и спортивных секций, а также создание безопасного пространства в Интернете. Дети, имеющие насыщенную и плодотворную жизнь, будут менее склонны к агрессивному поведению.
В рамках форума множество экспертов высказали свою позицию на тему того, как эффективно бороться с проявлениями буллинга. Суммируя все сказанное, можно прийти к выводу, что в подобном вопросе крайне необходим комплексный подход, включающий работу учителей, родителей и самих учеников. Важно не только реагировать на случаи травли, но и заниматься ее профилактикой, создавая в школе атмосферу уважения и безопасности.
Один из ключевых методов борьбы — это просвещение. Ученики должны понимать, что такое буллинг, какие формы он принимает и к чему может привести. Важно учить детей эмпатии, умению разрешать конфликты мирным путем и оказывать поддержку тем, кто стал жертвой травли. В этом могут помочь специальные классные часы, тренинги и обсуждения, где поднимаются темы уважения, дружбы и ответственности.
Роль учителей и школьных психологов также нельзя недооценивать. Важно, чтобы педагоги были внимательны к взаимоотношениям в классе, вовремя замечали тревожные сигналы и умели правильно реагировать на проявления агрессии. Школьные психологи должны работать не только с жертвами буллинга, помогая им восстановить уверенность в себе, но и с самими агрессорами, выясняя причины их поведения и помогая скорректировать его.
Родителям тоже стоит быть вовлеченными в процесс. Открытое общение с ребенком помогает своевременно заметить, если у него возникли проблемы. Важно не обесценивать его переживания и не советовать «просто не обращать внимания», а поддержать и, при необходимости, обратиться за помощью к школе или специалистам.
Также важно формировать в школе нулевую терпимость к травле. Если ученики будут знать, что буллинг не остается безнаказанным и что взрослые готовы вмешаться, это снизит уровень агрессии в коллективе. Важно, чтобы у школы были четкие правила реагирования на случаи буллинга, а пострадавший знал, к кому можно обратиться за поддержкой.
Кроме того, можно внедрять программы наставничества, в которых старшеклассники помогают младшим адаптироваться в коллективе и учат их уважительному общению. Создание ученических советов, где дети сами участвуют в решении проблем, также может снизить уровень травли, так как ученики будут чувствовать свою ответственность за атмосферу в школе.
Борьба с буллингом — это не разовая акция, а системная работа. Только совместными усилиями педагогов, родителей и самих школьников можно создать среду, в которой каждому будет комфортно и безопасно.
Фото: Государственная Дума РФ
Теги: медиатор, медиация, школа, буллинг, Второй Всероссийский антибуллинговый форум «Надо поговорить!», Госдума
1