На данном этапе обучения студенты перешли к практике медиация. Чтобы показать отличия этого метода от переговорного процесса, к занятию были приглашены профессиональный медиатор Вероника Угловская и судья в отставке Марина Васильева. Студентам предложили два кейса: трудовой спор между работником и работодателем и конфликт между двумя предпринимательскими структурами.
На уже прошедшем этапе курса студенты под руководством преподавателя отрабатывали навыки ведения деловых переговоров. Они выступали в роли переговорных команд, разрабатывали стратегии взаимодействия и учились выстраивать диалог, направленный на поиск баланса интересов сторон.
По словам Долгуяны Ивановой, после освоения переговорных техник важно было познакомить студентов с альтернативным инструментом урегулирования конфликтов – медиацией, где независимый посредник помогает сторонам прийти к взаимоприемлемому решению.
Марина Васильева отметила, что учебная медиация стала ценной возможностью увидеть процесс «вживую». Студенты не только наблюдали за работой медиаторов, но и участвовали в процедуре, примеряя на себя роли сторон. Несмотря на сложность кейсов, участники продемонстрировали умение договариваться и искать решения, выгодные обеим сторонам.
Вероника Угловская добавила, что на практике студенты смогли достичь договоренностей, которые в реальной жизни не удалось бы реализовать в судебном порядке. Это наглядно показало, как медиация помогает сохранить отношения и удовлетворить интересы всех участников.
Каждая учебная сессия завершалась обсуждением: студенты анализировали этапы процедуры, отмечали использованные медиаторами техники, делились своими наблюдениями и эмоциями. По мнению Долгуяны Ивановой, такой формат занятий помогает увидеть всю систему методов разрешения конфликтов. Пошаговое погружение в процесс урегулирования споров формирует у будущих психологов и социальных работников целостное представление о практических инструментах медиации и уверенность в их применении на практике.
