Именно Интернет-конфликтам была посвящена вторая серия лекций, организованная Российским обществом «Знание». Мероприятие состоялось на базе Высшей школы экономики 25 ноября. Под общим названием «Конфликты в цифровом пространстве: правила общения для детей». Спикеры Валерий Шульгинов и Анатолий Козлов представили три темы:
- «Осторожно, чувства: почему коммуникация может ранить и как этого можно избежать»;
- «Лабиринт интернет-конфликта: типичные триггеры, роли и стратегии выхода для детей»;
- «Медиативные технологии в профилактике детских конфликтов в социальных сетях».
Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Валерий Шульгинов в своем выступлении осветил две первые темы.
Он рассказал, что общение с другими людьми сопровождает нас постоянно. Совершая регулярные взаимодействия, мы не только подтверждаем ценность окружающих, но и утверждаемся в своей социальной роли. При этом, разговаривая с другими людьми, мы используем так называемые речевые ритуалы. Например, к друзьям обращаемся на «ты», а к незнакомцам на «вы», используем разные вариации приветствий, такие как «добрый день», «здравствуйте», «привет» и другие.
По словам спикера, в каждом из нас присутствует автоматический навык «быть вежливым». Так, исходя из своего интуитивного опыта, мы выбираем форму обращения к другому человеку. Однако, считав внешние обстоятельства неправильно, мы можем ненароком ранить своего собеседника. Это возможно сделать, некорректно обратившись на «ты», сделав неуместное замечание или даже неудачный комплимент.
Валерий Шульгинов посоветовал соблюдать ряд правил, основанных на максимах Пола Грейса, чтобы сделать общение более экологичным и приятным для всех:
- Не стоит говорить того, в чем самостоятельно сомневаетесь или считаете ложным;
- Говорите настолько информативно, насколько это требуется. Но и избыток информации может навредить.
- Будьте релевантными во время общения.
- Избегайте во время разговора неясности, двусмысленности и многословности.
Для того, чтобы разговор строился на принципах вежливости, важно проявлять интерес к собеседнику, стремиться к согласию и кооперации, общаться с оптимизмом.
Иногда люди не соблюдают данные принципы. Особенно часто это происходит во время общения в Интернете, когда считать косвенные посылы, которые могли быть заложены в комментарии или сообщении, удается не всегда.
Неудачный опыт общения может складываться из нарушений логики и правил коммуникации, высказываний и слов, которые противоречат ценностям собеседника или сообщества, а также из прямого перехода к конфликту.
Общаясь в Интернете, важно не забывать о максимах Грейса, стараться смягчать некоторые опасные высказывания с помощью вежливости, учитывать чужие ценности при переписке, не поддаваться излишним эмоциям и избегать превращения в жертву.
Выступление Валерия продолжил эксперт Центра медиации и социально-правовой помощи города Москвы, член Экспертного совета по развитию служб медиации и примирения Минпросвещения России Анатолий Козлов.
Он рассказал, что Интернет-конфликты зачастую происходят в условиях обезличенности, что нередко «развязывает людям руки». Анонимность и удаленность собеседников способствуют утрате эмпатии и провоцируют агрессивное поведение. Там, где в реальной жизни возобладала бы сдержанность, в Интернете вспыхивает шквал обвинений и оскорблений.
Виртуальные споры имеют свойство разрастаться, вовлекая все больше участников. Это приводит к распространению негатива, который затем продолжает жить своей жизнью, вызывая цепную реакцию. Сказанное в порыве эмоций слово остается в сети навсегда, становится частью цифровой репутации.
Интернет-конфликты способны вызывать серьезное эмоциональное истощение. Мы можем часами прокручивать в голове спор, перечитывать комментарии, пытаться «доказать свою правоту», что растрачивает душевные силы. В результате страдает не только психическое здоровье, но и продуктивность: внимание уходит на бесконечные обсуждения, отодвигая на второй план важные дела.
Но самым опасным остается то, что конфликты в Интернете имеют свойство «выходить за экран». Они могут разрушать деловые отношения, посеять раздор между близкими или коллегами, стать причиной социальной изоляции в школьном коллективе. Мир цифровой — это отражение нашего реального общества, и последствия действий в сети могут ощущаться не менее остро, чем в оффлайне.
В случае, если вы заметили, что ваш ребенок оказался вовлечен в Интернет-конфликт, стоит применить ряд мер.
Во-первых, собрать необходимую информацию о ссоре. В крайних случаях (угроза жизни и здоровью) ситуацию можно перевести в правовое поле, однако для этого требуются доказательства в виде скриншотов или записей голосовых сообщений.
Во-вторых, не лишним будет заступиться за ребенка. При согласии от его лица или совместно с ним можно написать агрессору и указать на то, что его действия являются оскорбительными и неприемлемыми. Можно предложить альтернативный способ поиска решения вопроса, из-за которого возник конфликт. Это поможет не идти на поводу у агрессора.
В-третьих, если конфликт не перестает разгораться, из него можно просто выйти. Посоветуйте ребенку заблокировать собеседника во всех социальных сетях, не возвращаться к этому диалогу, не перечитывать переписку и не думать о случившемся. Постоянное проживание негатива может нанести большую травму.
Ну и, конечно же, главный способ помочь ребенку — оказать ему словесную поддержку, продемонстрировать, что вы находитесь рядом и всегда готовы заступиться за него.
Виртуальные конфликты — это ловушка, которую мы часто не замечаем, увлекаясь эмоциями и мгновенностью цифровой реакции. Однако за этой кажущейся легкостью кроются глубокие проблемы, способные оказывать влияние как на нашу личную жизнь, так и на окружающий мир. Эти столкновения приводят к утрате доверия, разрушению репутации и эмоциональному выгоранию. Более того, они формируют токсичную атмосферу, где агрессия и негативное взаимодействие становятся нормой, а конструктивный диалог исчезает.
Важно помнить, что цифровое пространство — это не пустота, где слова растворяются без последствий. Оно — неотъемлемая часть нашей реальности, где каждое действие и каждая реплика находят свое отражение. Конфликты в сети несут риски не только для нас самих и наших детей, но и для гармонии общества в целом, ведь они способны обострить и без того существующие разногласия. Стоит ли игра свеч?