Реформа системы разрешения споров: АСИ выделило пять стратегических направлений

В рамках масштабной дорожной карты «Разрешение споров» запланирован комплекс из более чем 30 реформ. Об этом сообщили на первом заседании рабочей группы «Разрешение споров» Агентства стратегических инициатив (АСИ) после утверждения Правительством Национальной модели целевых условий ведения бизнеса.

Реформа системы разрешения споров: АСИ выделило пять стратегических направлений

Ключевая задача предлагаемых изменений — радикально снизить нагрузку на судебную систему, сделать урегулирование конфликтов быстрее, дешевле и удобнее для бизнеса, а также внедрить современные правовые инструменты.

Выделены пять приоритетных направлений: медиация, адъюдикация, госарбитраж 2.0, третейское разбирательство и исполнительное производство.

1. Развитие медиации: от формальности к реальной силе

Несмотря на 15‑летний срок действия закона о медиации, этот механизм в России пока не получил широкого распространения. Основные препятствия, которые отмечают и представители госорганов, и сами медиаторы – это отсутствие единых квалификационных требований к медиаторам, единых стандартов обучения, а также недостаточная юридическая сила медиативных соглашений.

Цель реформирования - медиативным соглашениям силу, сопоставимую с судебными актами и утроить число нотариально удостоверенных соглашений к 2030 году (с 700 до 2 000 в год).

Планируемые меры:

  • разработка законопроекта по совершенствованию регулирования медиации (Минюст России);
  • установление единых профессиональных и этических стандартов;
  • создание системы саморегулирования с оценкой квалификации медиаторов;
  • рассмотрение возможности присоединения к Сингапурской конвенции о медиации для упрощения международного признания соглашений.

2. Адъюдикация: инновационный инструмент для сложных споров

Адъюдикация — новый для России механизм, ориентированный прежде всего на строительную и IT‑отрасли. Суть: оперативное разрешение технических разногласий по контрактам с помощью независимого эксперта (адъюдикатора). Его решение подлежит немедленному исполнению, но не лишает стороны права последующего обращения в суд.

К ключевым задачам в этом направлении эксперты относят выработку законодательных предложений на основе международного опыта, определение требований к адъюдикаторам и установление границ судебного контроля.

Планируемые решения:

  • закрепление требований к беспристрастности, независимости и квалификации адъюдикаторов;
  • обеспечение процессуальных гарантий (равенство сторон, конфиденциальность);
  • определение перечня споров, подлежащих адъюдикации;
  • устранение бюрократических барьеров для компаний с госучастием.

Ожидаемый эффект: возможность разрешения технических споров без приостановки работ, экономия времени и средств.

3. Третейское разбирательство: повышение эффективности и доверия

Третейские суды ежегодно рассматривают всё больше дел (в 2024 году — 2 914), однако их потенциал раскрыт не полностью. Реформа нацелена на устранение процедурных барьеров и укрепление доверия бизнеса.

Основные инициативы направлены на введение эффективных процедур получения обеспечительных мер (например, ареста имущества) в госсудах в поддержку третейского разбирательства. Передачу всех дел об отмене решений третейских судов и о признании иностранных арбитражных решений в один арбитражный суд субъекта или в арбитражные суды округов (для формирования специализированной практики). Также требуется организовать электронный документообмен между арбитражными учреждениями и судами для ускорения процедур.

4. Госарбитраж 2.0: культура досудебного диалога с государством

Сейчас споры с госорганами и госкомпаниями редко завершаются мирным урегулированием: даже при слабых позициях стороны проходят все судебные инстанции, неся дополнительные издержки. К 2028 году планируется создать условия для реального досудебного разрешения таких конфликтов.

Предлагаемые меры:

  • утверждение национального стандарта досудебного урегулирования на основе опыта ФНС, ФАС, Банка России и принципов ЮНСИТРАЛ;
  • внедрение адаптированных механизмов (ведомственные арбитражные комиссии, инвестиционные консультативные советы при губернаторах);
  • внесение изменений в бюджетное и административное законодательство для расширения возможностей госорганов заключать мировые соглашения.

5. Исполнительное производство: фокус на результативность

Реформа нацелена на повышение эффективности работы судебных приставов. К марту 2026 года планируется утвердить новые методические стандарты, ориентированные на реальный результат взыскания.

Целевые показатели:

  • увеличение доли успешных взысканий с 15 % до 23 %;
  • сокращение сроков исполнения решений.

В рамках работы в этом направлении предлагается перевести в электронный формат продажи арестованного имущества, осуществить оцифровку исполнительных листов (сейчас миллионы дел обрабатываются вручную) и создать условия для бесшовного цифрового движения дела от предъявления требования до получения взысканного.

Синергия с другими направлениями: оптимизированная служба ФССП будет исполнять нотариально удостоверенные медиативные соглашения и заключения адъюдикаторов, получившие силу исполнительных документов.

Директор правового департамента Минэкономразвития России Лев Гершанок отметил, что особенно важным выглядит акцент на внесудебные способы решения споров, в том числе с участием госорганов и органов местного самоуправления, которые кардинально могут сократить издержки и сроки.

Источник: Агентство стратегических инициатив



Теги: медиация, АСИ, бизнес-медиация, медиация с госорганами, разрешение споров, закон о медиации