Ключевая задача предлагаемых изменений — радикально снизить нагрузку на судебную систему, сделать урегулирование конфликтов быстрее, дешевле и удобнее для бизнеса, а также внедрить современные правовые инструменты.
Выделены пять приоритетных направлений: медиация, адъюдикация, госарбитраж 2.0, третейское разбирательство и исполнительное производство.
1. Развитие медиации: от формальности к реальной силе
Несмотря на 15‑летний срок действия закона о медиации, этот механизм в России пока не получил широкого распространения. Основные препятствия, которые отмечают и представители госорганов, и сами медиаторы – это отсутствие единых квалификационных требований к медиаторам, единых стандартов обучения, а также недостаточная юридическая сила медиативных соглашений.
Цель реформирования - медиативным соглашениям силу, сопоставимую с судебными актами и утроить число нотариально удостоверенных соглашений к 2030 году (с 700 до 2 000 в год).
Планируемые меры:
- разработка законопроекта по совершенствованию регулирования медиации (Минюст России);
- установление единых профессиональных и этических стандартов;
- создание системы саморегулирования с оценкой квалификации медиаторов;
- рассмотрение возможности присоединения к Сингапурской конвенции о медиации для упрощения международного признания соглашений.
2. Адъюдикация: инновационный инструмент для сложных споров
Адъюдикация — новый для России механизм, ориентированный прежде всего на строительную и IT‑отрасли. Суть: оперативное разрешение технических разногласий по контрактам с помощью независимого эксперта (адъюдикатора). Его решение подлежит немедленному исполнению, но не лишает стороны права последующего обращения в суд.
К ключевым задачам в этом направлении эксперты относят выработку законодательных предложений на основе международного опыта, определение требований к адъюдикаторам и установление границ судебного контроля.
Планируемые решения:
- закрепление требований к беспристрастности, независимости и квалификации адъюдикаторов;
- обеспечение процессуальных гарантий (равенство сторон, конфиденциальность);
- определение перечня споров, подлежащих адъюдикации;
- устранение бюрократических барьеров для компаний с госучастием.
Ожидаемый эффект: возможность разрешения технических споров без приостановки работ, экономия времени и средств.
3. Третейское разбирательство: повышение эффективности и доверия
Третейские суды ежегодно рассматривают всё больше дел (в 2024 году — 2 914), однако их потенциал раскрыт не полностью. Реформа нацелена на устранение процедурных барьеров и укрепление доверия бизнеса.
Основные инициативы направлены на введение эффективных процедур получения обеспечительных мер (например, ареста имущества) в госсудах в поддержку третейского разбирательства. Передачу всех дел об отмене решений третейских судов и о признании иностранных арбитражных решений в один арбитражный суд субъекта или в арбитражные суды округов (для формирования специализированной практики). Также требуется организовать электронный документообмен между арбитражными учреждениями и судами для ускорения процедур.
4. Госарбитраж 2.0: культура досудебного диалога с государством
Сейчас споры с госорганами и госкомпаниями редко завершаются мирным урегулированием: даже при слабых позициях стороны проходят все судебные инстанции, неся дополнительные издержки. К 2028 году планируется создать условия для реального досудебного разрешения таких конфликтов.
Предлагаемые меры:
- утверждение национального стандарта досудебного урегулирования на основе опыта ФНС, ФАС, Банка России и принципов ЮНСИТРАЛ;
- внедрение адаптированных механизмов (ведомственные арбитражные комиссии, инвестиционные консультативные советы при губернаторах);
- внесение изменений в бюджетное и административное законодательство для расширения возможностей госорганов заключать мировые соглашения.
5. Исполнительное производство: фокус на результативность
Реформа нацелена на повышение эффективности работы судебных приставов. К марту 2026 года планируется утвердить новые методические стандарты, ориентированные на реальный результат взыскания.
Целевые показатели:
- увеличение доли успешных взысканий с 15 % до 23 %;
- сокращение сроков исполнения решений.
В рамках работы в этом направлении предлагается перевести в электронный формат продажи арестованного имущества, осуществить оцифровку исполнительных листов (сейчас миллионы дел обрабатываются вручную) и создать условия для бесшовного цифрового движения дела от предъявления требования до получения взысканного.
Синергия с другими направлениями: оптимизированная служба ФССП будет исполнять нотариально удостоверенные медиативные соглашения и заключения адъюдикаторов, получившие силу исполнительных документов.
Директор правового департамента Минэкономразвития России Лев Гершанок отметил, что особенно важным выглядит акцент на внесудебные способы решения споров, в том числе с участием госорганов и органов местного самоуправления, которые кардинально могут сократить издержки и сроки.
Источник: Агентство стратегических инициатив
