Кирилл Краснов, основатель, генеральный директор - партнер, глава практики страховых споров, Benefit Litigation, обратил внимание, что начиная с пандемии, в последние два года, фиксируется большое количество пожаров катастрофических масштабов, что выливается в дела на огромные суммы. Есть инциденты на несколько десятков миллиардов рублей.
Допустим, три пожара - Шушары, Невская мануфактура на Набережной, сгоревший технический автомобильный центр - и ни одна из ситуаций не была решена в досудебном порядке. При урегулировании убытков стороны пошли в суд, медиация или иные способы разрешения конфликтов не применялись.
Медиатор Наталья Павлова спросила, почему медиация не сработала. Пробовали ли процедуру, и почему этот механизм в страховых спорах плохо и мало применяется.
Кирилл Краснов пояснил, что к профессиональным медиаторам не обращались, речь о медиации шла как о процессе переговоров. Процедура медиации не прописана ни в правилах, ни в договорах. Поэтому пока это не востребовано, хотя институт действительно интересный.
Татьяна Комарова, управляющий директор - директор дирекции операционного управления, ООО СК «Сбербанк страхование», отметила, что медиация очень важный институт: с его помощью независимый профессиональный участник может привести обе стороны к устраивающему их решению. Но есть проблема: медиаторы себя не подают, о них не знают. Нет и площадки, на которую можно обратиться.
Взять, к примеру, введение института финансового уполномоченного. Несмотря на то, что долго рассматривался закон, было много дискуссий, длительно шло внедрение, сегодня очевидна результативность механизма. Действительно множество споров - к примеру, в части ОСАГО, КАСКО - разрешаются финуполномоченным. Но нужно понимать, что обязательный досудебный порядок в данном случае был введен на законодательном уровне. Широкого же внедрения медиации пока нет.
Максим Степанчук, директор департамента судебной практики, ПАО «Транснефть», добавил, что в пожарных спорах нужен сильный медиатор, который бы очень глубоко разбирался в специфике. Общая конструкция, когда медиатор соберет и помирит, здесь точно не сработает. Требуется уважаемый и независимый человек, который, понимая суть вопроса, помог бы сблизить позиции сторон.