Практикой урегулирования корпоративных конфликтов поделилась доктор юридических наук, медиатор, руководитель по законопроектной деятельности и взаимодействию с внешними структурами Центра медиации при РСПП Лана Арзуманова. Эксперт пояснила, что сфера включает в себя вопросы создания, реорганизации, ликвидации компаний, распределение долей, процессы наследования, а также и бракоразводные процедуры.
«Конфликты сопровождаются противоположностью мнений и интересов, негативными эмоциями и чувствами», - отметила Лана Арзуманова.
Медиатор сравнила конфликт с айсбергом. Его верхняя часть – позиция, находящаяся глубоко под водой часть – ценности. А балансирует между ними – интерес. Лана Арзуманова подчеркнула, что в решении спора необходимо действовать конструктивно:
-
высказаться и освободиться от мыслей и эмоций;
-
понять, что проблему можно решить;
-
проанализировать свое поведение;
-
научиться терпению;
-
узнать другого человека;
-
улучшить отношения.
Перейдя к обсуждению банковской медиации, коллеги отметили, что часть банков в принципе отказывается выстраивать диалог с должником и сотрудничать при помощи медиации.
Елена Любовенко, кандидат юридических наук, замруководителя Центра медиации при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), арбитр Арбитражного центра при РСПП, пояснила, что, действительно, каждый банк использует собственную стратегию при работе с должниками.
«Есть банки, которые выбирают исполнительную надпись. Есть банки, которые выбирают медиацию. А есть те, кто договариваются сами. При этом надо отметить, что за исполнительную надпись платит банк, что же касается оплаты услуг медиатора, то здесь стороны договариваются самостоятельно», - рассказала Любовенко.
Она также поделилась, что в Госдуму уже внесен законопроект, связанный с ограничением нотариального удостоверения медиативных соглашений по займам в наличной форме. Причина предлагаемых изменений – противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Как отметила Елена Любовенко, предполагаемые изменения коснутся не только медиации, но и исполнительной надписи нотариуса.
Помимо этого, по словам эксперта, есть и другие вопросы, касающиеся удостоверения медиативных соглашений, которые необходимо обсудить совместно с профсообществом. Это и разные подходы, связанные с множественностью лиц на стороне должника. И вопросы,касающиеся необходимости получения заемщиком нотариального согласия супруга.
«На практике встречается подход, когда расчет нотариального тарифа связан с количеством сторон, и нотариус настаивает на отдельных медиативных соглашениях банка с каждым участником (заемщик, поручитель, залогодатель) несмотря на общий кредитный договор и один график урегулирования задолженности. Это приводит к колоссальному увеличению расходов для сторон. Пока такие случаи носят единичный характер, а общая практика положительная».
Планируется провести совещание с нотариальной палатой, чтобы все эти вопросы обсудить и рассказать о практике Центра медиации при РСПП, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Есть понимание, что банковская медиация начала стремительно развивать в последнее время и нужно накопить практику, выявить проблемные зоны и уже на основе этого опыта вырабатывать рекомендации», - сказала Елена Любовенко.
Евгения Черячукина, кандидат юридических наук, медиатор, председатель Комитета по развитию медиации Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), в свою очередь напомнила, что сегодня в МТПП действуют Центр юридической помощи и медиации и Комитет по развитию медиации. В задачи центра входят текущее консультирование членов Союза «Московская торгово-промышленная палата» на предмет определения медиабельности и досудебного урегулирования споров и непосредственно проведение медиаций.
А Комитет МТПП по развитию медиации занимается информационно-разъяснительной работой и проведением открытых заседаний в оффлайн и онлайн формате.
Евгения Черячукина напомнила, что медиация возможна там, где есть добровольность участников конфликта, желание сохранить отношения и конфиденциальность, а также действительно решить конфликт. Медиатор отметила, что необходимо и дальше продолжать информировать бизнес-сообщество о процедуре медиации. Она поделилась диалогом с молодой предпринимательницей, которая занимается производством одежды. По словам девушки, если бы она буквально пару месяцев назад обратилась к медиатору, то ей не пришлось бы прекращаться сотрудничеством со своим подрядчиком, так как они просто друг друга не поняли.
Фото: Тимур Ногаев/ Пресс-служба МГЮА