«Какие преимущества медиации отмечают банки?
Прежде всего, это конфиденциальность. Как уже сегодня было сказано – а формулировка очень изящная, ее не грех повторить - «финансовые институты любят тишину». Ведь речь идет как о сохранении деловых связей, так и о возможности не выносить спор в публичную плоскость.
Вторым преимуществом можно назвать скорость урегулирования споров. Мы знаем, что суды перегружены. В медиации же стороны не зависят от назначенных дат судебных заседаний, средний срок на практике составляет до двух месяцев, стороны и медиатор сами выбирают удобное время для проведения процедуры.
И конечно, плюсами мы называем возврат заемщиков в график платежей, возможность изменения таких графиков, укрепление деловых связей, урегулирование проблемы комплексно.
Кроме того, в медиации повышается исполняемость достигнутых договоренностей - за счет того, что стороны самостоятельно (но при участии посредника) ищут решение, понимая потребности и интересы контрагента. Они участвуют в медиации как равные субъекты, имеющие возможность предлагать свои варианты урегулирования спора.
Банковская медиация отличается тем, что ее нужно интегрировать в строгие нормы банковского законодательства. Свободная по своей сути процедура не должна противоречить нормам существующего правового регулирования.
Для большего развития цифровой медиации, в том числе в банковской сфере, требуется внесение изменений в законодательство. Причем поправки нужны не только в законе о медиации, но и, например, в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате», поскольку сейчас для нотариального удостоверения медиативного соглашения к нотариусу должны лично явиться стороны спора и медиатор.
Тренды банковской медиации
В 2023 году мы активно развиваем медиацию и ее использование при урегулировании проблем задолженности в банковской сфере. Назову основные тренды.
Цифровизация
С периода пандемии мы массово взаимодействуем через интернет – для нас стали привычными и судебные онлайн-заседания. Они пока есть не везде, но даже Верховный суд отметил, что нужно и оставшиеся суды перевести в такой формат. Действительно, цифра - наше все: это снижение издержек, это удобство.
Если речь идет о медиации, то это и возможность еще надежнее обеспечить конфиденциальность. Когда мы говорим про банковскую сферу, то имеем в виду повышенные требования к сохранению персональных данных, к соблюдению банковской тайны. Допустим, обмен документами через стандартные облачные хранилища может быть затруднен. И здесь могут прийти на помощь сервисы, позволяющие направить документы конфиденциально.
В традиционной медиации стороны и посредник нередко прибегают в использованию мессенджеров, создают в них группы, обмениваются документами. В рамках цифрового сервиса это может быть решено с большим удобством - через единый чат с возможностью подключения участников.
Для решения этих и других нижеобозначенных вопросов ООО «Сбер Лигал» запустил первый сервис онлайн-медиации СберЮрист, в котором учел и реализовал все фундаментальные принципы медиации – в том числе по сохранению конфиденциальности процедуры.
Какие еще преимущества онлайн-формата можно выделить? Законность: очень важно, чтобы медиативное соглашение отвечало всем требованиям закона и регуляторов, а также - требованиям для нотариального удостоверения.
Помимо этого, для возможности принудительного исполнения нотариально удостоверенного медиативного соглашения (в случае его неисполнения) нужно помнить, что закон предъявляет определенные требования к содержанию исполнительного документа. Цифровой сервис предусматривает заложенные в него принципы и алгоритмы, позволяющие соблюсти все законодательные требования, а также обеспечивает правовое сопровождение процедуры медиации.
Таким образом, процедура становится безопасной и отвечающей требованиям регуляторов, в том числе Росфинмониторинга.
Обращу внимание и на тщательный отбор посредников: мы все понимаем, как важна их квалификация. Она обеспечивается четкими стандартами и требованиями, которые предъявляются к медиаторам. Часть таких условий установлена законом о медиации, дополнительные требования могут предусматриваться организациями, оказывающими медиативные услуги.
Вторым трендом является комплексное урегулирование задолженности - межбанковская медиация
У нас уже есть опыт организации проведения двух межбанковских медиаций – это комплексное урегулирование споров между банками и заемщиками. Про одну из проведенных процедур активно писали: речь идет о заключении медиативного соглашения между банками «Сбер» и «Тинькофф» с участием физического лица. В ходе процедуры была урегулирована кредитная задолженность перед обеими организациями. Об этом случае много говорили даже в международном сообществе.
Почему сложился такой тренд? Предпосылками стало то, что, по экспертным оценкам, более 35% клиентов имеют кредиты в разных банках. Причем многие граждане-заемщики испытывают трудности в погашении долга более, чем перед двумя кредиторами.
Как сейчас выглядит стандартная ситуация? Физическое лицо, у которого произошло уменьшение дохода, намерено урегулировать кредитные обязательства перед несколькими банками. Но появляется проблема: в разных банках - разные условия банковских программ; разные варианты способов реструктуризации кредитов; один банк может принять такое обращение онлайн, другой - только в офисе; у банков разный набор требуемых документов. Соответственно, гражданину сложно разобраться, что и куда ему нужно принести. Зачастую, пока заемщик иследует все эти вопросы, возникает просрочка.
Межбанковская медиация помогает решить все эти вопросы комплексно, а кроме того, дает возможность сэкономить время и закрепить договоренности в медиативном соглашении».
* - круглый стол проведен Российским государственным университетом правосудия при партнерстве Комиссии по финансовому законодательству Московского отделения Ассоциации юристов России, Центра медиации при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Фото: Freepik