«Экологическая медиация — это не линейный процесс с двумя сторонами конфликта. Она гораздо сложнее»

Медиация продолжает открываться с разных сторон: с ее помощью решают конфликты не только между несколькими людьми, но и между целыми структурами, сообществами, группами. О том, как в медиации можно урегулировать экологические споры, а также — о внедрении в работу муниципальных депутатов медиативных техник, поговорили с Ольгой Устиновой — руководителем Центра экологической медиации Российского экологического общества.

«Экологическая медиация — это не линейный процесс с двумя сторонами конфликта. Она гораздо сложнее»

Ольга Андреевна, для многих само понятие «экологическая медиация» звучит непривычно. Расскажите, что это такое?

Это особый, структурированный и добровольный процесс урегулирования споров, связанных с окружающей средой. 

05468221.png
Ольга Устинова — руководитель Центра экологической медиации Российского экологического общества.
Представьте ситуацию: есть конфликт – например, жители выступают против строительства нового объекта или модернизации существующего производства, бизнес не понимает причин сопротивления, а власти пытаются найти баланс между развитием и соблюдением прав граждан.

Медиатор здесь помогает участникам конфликта услышать друг друга, понять не только позиции («Мы против стройки!»), но и стоящие за ними истинные интересы и опасения (сохранение здоровья, чистого воздуха, привычного уклада жизни; гарантии рабочих мест, выполнение экологических норм) и, самое главное, совместно выработать взаимоприемлемое решение. 

Экологическая медиация — это не линейный процесс с двумя сторонами конфликта. Она гораздо сложнее. Во-первых, в коммуникацию включают представителей всех заинтересованных сторон:

  • от граждан выбирают представляющих интересы населения людей с конструктивным типом мышления. Не просто обывателей, не разбирающихся в сути вопроса, а тех, кто имеет соответствующие образование или опыт. Это делается для того, чтобы эмоции не стопорили обсуждение;

  • от власти — чиновников, отвечающих за конфликтный вопрос в структуре госуправления;

  • от бизнеса — представителей, которые имеют ресурс влияния на процесс конфликта.

Важно помнить, за каждой из сторон следят и другие участники — пассивные, которых медиатор тоже должен держать в поле зрения. Например, сочувствующих, но не включенных в конфликт граждан, которые могут принять другую сторону и «свалиться в деструктив». Федеральную власть, которая требует исполнения ключевых показателей эффективности в конкретные сроки и без учета локальной специфики. Бизнес, которому в любой момент может надоесть эта «игра», а на смену может прийти менее договороспособный конкурент. И много чего еще.

photo_2025-08-28_11-58-37.jpg

 

Как и кому направляются приглашения на медиацию, кто чаще ее инициирует?

Обсуждение конфликтного вопроса инициируется с разных сторон, и здесь нельзя выделить какую-то лидирующую группу.

Структурировать процесс медиации в регионе помогает исполнительная власть: рекомендует состав участников (это не значит, что все они включаются по итогу в процесс), предоставляет переговорную площадку, рассылает приглашения, подключает медиа, чтобы процесс был максимально прозрачным и публичным. Общественность формулирует тему обсуждения. Бизнес готовит аргументы, организует презентационные мероприятия.

Медиатору важно вовремя реагировать на запросы, погружаться в суть возникающих вопросов, искать доводы и т. д. По сути, он аккумулирует знания всех сторон, разбираясь в тонкостях и деталях не хуже остальных. Когда я говорю «медиатор», я имею в виду целую команду, прорабатывающую вопросы на своем экспертном уровне и «выгружающую» данные в специалиста, который непосредственно общается со сторонами конфликта.


Переговорщик должен быть разносторонним, эрудированным, обладать серьезным уровнем экспертности и коммуникативными навыками. 

photo_2025-08-28_11-59-02.jpg



Подписывается ли в процедуре медиативное соглашение? Или она завершается как-то иначе?

Поскольку представители от граждан и бизнеса не проходят процедуру выборов для представления интересов своих групп, то их полномочия документально не оформляются. А потому и какого-то итогового соглашения стороны подписывать не могут.

В процессе медиации могут составляться протоколы обсуждения, которые ведет секретарь, фиксирующий все этапы обсуждения (протоколы каждой встречи высылаются участникам для ознакомления).

Задача медиатора, по сути, не подписать документ между сторонами — это проблему не решит, — а снизить градус конфликта до состояния, когда выстраивается нормальный диалог и происходят обоюдные шаги навстречу друг другу. И такие примеры в нашей практике есть. Так, в Архангельской области в завершающей стадии новый мусоросортировочный комплекс. Да, там есть протестные пикеты, но в целом ситуация спокойная.

Здесь важно еще отметить, что в любой сфере есть отдельная категория граждан, которые участвуют в конфликте ради конфликта, а не в защиту какой-то идеи. И вот их вывести в конструктив — задача невыполнимая. Мы просто принимаем это как данность и работаем только с теми, с кем работать возможно.

Медиация, даже если не приводит к полному согласию, снижает накал, учит диалогу, что критично для долгосрочного сосуществования на одной территории.
photo_2025-08-28_11-59-14.jpg


Почему Вы считаете медиацию в экологии полезной практикой?

Потому что экологические конфликты:

1. Высокоэмоциональны: затрагивают самое ценное — здоровье, среду обитания, будущее детей.

2. Комплексны: переплетают научные данные, экономические интересы, социальные ожидания, правовые нормы.

3. Долгосрочны: последствия решений (или их отсутствия) сказываются годами и даже десятилетиями.

4. Имеют высокую общественную значимость: могут быстро перерасти из локальных в региональные или даже федеральные кризисы доверия.

Нужно понимать, что развитие страны без строительства новых производственных объектов невозможно. Промышленные объекты требуют больших площадей: даже пресловутый искусственный интеллект работает благодаря целым «городам», которые обеспечивают его энергией.

С другой стороны, в голове у граждан прочно засела картинка швейцарских лугов с тихо пасущимися коровами и чистейшим воздухом. Этот образ несовместим с промышленными центрами, которые предстают в сознании людей в виде заводов образца начала прошлого века: грязными, чадящими монстрами, загрязняющими и убивающими все живое вокруг. Мы сталкиваемся каждый раз с одним и тем же выбором у населения: либо нетронутая природа, либо экономическое развитие со всеми вытекающими. И как будто бы нет другого варианта. Но ведь это не так, истина всегда посередине.

Медиация нужна, чтобы предотвратить эскалацию таких конфликтов, найти устойчивые решения, приемлемые для всех, снизить социальную напряженность и построить мосты доверия между бизнесом, властью и обществом в решении самых острых экологических вопросов. Она превращает энергию конфронтации в энергию созидания.

 

С помощью медиации можно показать людям, что современная экономика экологически ориентирована, а власти — что у людей есть вполне обоснованные страхи и переживания за малую родину.

 

Где, на ваш взгляд, экологическая медиация наиболее востребована сегодня в России? Какие задачи она призвана решать в этих точках?

 Спектр применения очень широк, но есть несколько «горячих точек», где потребность ощущается острее всего. 

Первая — это, безусловно, «мусорная реформа». Переход на новую систему обращения с отходами – это колоссальная трансформация, затрагивающая каждого. Неудивительно, что она вызывает массу вопросов, тревог и протестов: от выбора мест размещения объектов до формирования тарифов и контроля за операторами. Здесь медиация выступает как ключевой инструмент адаптации. 

Медиация позволяет:

  • на понятном, доступном языке объяснить жителям сложные технические и экономические аспекты реформы;

  • организовать прямой диалог между операторами, региональными властями и активными гражданами по конкретным проблемам: например, по мониторингу работы полигона, организации раздельного сбора в микрорайоне, прозрачности отчетов;

  • снять необоснованные страхи, основанные на слухах или неполной информации;

  • выявить реальные недостатки и совместно найти пути их устранения в рамках действующих правил;

  • создать механизмы общественного контроля, устраивающие все стороны. Здесь речь идет не про «уговоры», а про поиск работающих решений в рамках реформы, которые снимут остроту конфликта.

Вторая критическая зона — экологические протесты. Важно понимать: за лозунгами о защите парка, реки или леса очень часто лежит глубокий пласт социально-экономических проблем — ощущение несправедливости, бесправия, отсутствие каналов диалога с властью, тревога за качество жизни, здоровье семьи, будущее территории. Экология здесь — лишь «вершина айсберга», самая видимая и мобилизующая часть.

Медиация позволяет добраться до корней проблемы, выявить истинные причины недовольства и работать уже с ними.

 

Экологическая медиация помогает перевести стихийный протест в конструктивное обсуждение будущего территории, найти точки соприкосновения между, казалось бы, непримиримыми позициями.

photo_2025-08-28_11-59-46.jpg

Есть ли другие инструменты, которые могут быть полезны для снижения остроты таких конфликтов?

Российское экологическое общество запустило бесплатную программу «Экошкола муниципального депутата». Именно к муниципальным депутатам в первую очередь приходят жители с жалобами на несанкционированную свалку, вырубку сквера, загрязнение речки или запах от ближайшего предприятия. Они оказываются в эпицентре, между накаленными ожиданиями избирателей и часто ограниченными ресурсами и полномочиями.

Усугубляет ситуацию банальная нехватка информации по довольно специфичной для народного избранника теме. «Мы простые люди, занятые в своей узкой сфере, и не можем знать всего», — говорит муниципальный депутат одного из районов, где планируется строить объект по обращению с отходами. Конечно, первая реакция – это страх, что рядом построят свалку. Страх, как базовая реакция выживания, мгновенно включает механизм защиты «бей — беги — замри». Возникают стихийные протесты в соцсетях, митинги и пикеты и так далее.

В экошколе дают не только базовые экологические знания в простой, понятной форме, но и навыки медиативного подхода. Мы учим:

  • как действительно выслушать и понять жителя;

  • как задавать правильные вопросы, чтобы выявить суть проблемы;

  • как организовать и провести конструктивную встречу между жителями, представителями управляющей компании или бизнеса;

  • как переводить эмоции в русло поиска решений;

  • как предотвращать эскалацию локальных конфликтов.

 

Ольга Андреевна, благодарим, что рассказали об инструментах работы с экологическими конфликтами.

Наш журнал читают не только Ваши коллеги-медиаторы (которые теперь могут задуматься о новой сфере в свой практике), но также представители бизнеса и власти. Какие слова для них считаете важным сказать в завершение?

Резюмирую кратко: конструктивный диалог возможен даже в самых сложных ситуациях. Взаимопонимание достижимо, практические решения существуют.

 

Фото: из архива Российского экологического общества



Теги: экологическая медиация, медиация, эко медиация, медиация экологических споров, РЭО, Российское экологическое общество