Алексей Покровский: «Бизнес-медиация приживается плохо, потому что предприниматели в нее не верят

Алексей Покровский: «Бизнес-медиация приживается плохо, потому что предприниматели в нее не верят

На съезде Общероссийского движения предпринимателей в усадьбе Гребнево одним из приглашенных спикеров был профессиональный медиатор Алексей Покровский. Он выступал на тематической площадке «Адвокаты и юристы для бизнеса», где рассказал о роли медиации в разрешении бизнес-конфликтов. Перед началом встречи он дал интервью нашему изданию.

Читать далее

Насколько сейчас медиация популярное направление?

А.Н. Покровский: 27 июля закону о медиации в России исполнилось 11 лет. К сожалению, 8 из 10 человек на вопрос, кто такой медиатор, отвечают, что это пластиковый треугольник для игры на струнных инструментах. Поэтому сказать, что к медиаторам стоит очередь – большое лукавство. Особенно сложно бизнес-медиация приживается, потому что предприниматели сомневаются, они не верят в нее. Большинство из них не знают, что вообще такое направление есть.

И, наверно, новый толчок в развитии медиация получила 2 года назад, когда медиативное соглашение, заверенное нотариально, стало иметь силу исполнительного документа.

После этого бизнес начал как-то поворачиваться в сторону медиации, пошли запросы.

Кто к вам чаще всего обращается?

А.Н. Покровский: Есть разные виды медиации: семейная, школьная, восстановительная. Я целенаправленно специализируюсь на бизнес-медиации. У меня в жизни было 2 попытки открыть свое дело и обе оказались неудачными, к сожалению. Поэтому я решил, что третий раз в эту воду входить не надо. Много лет я консультировал бизнесы либо как адвокат, либо как налоговый консультант, впоследствии консультант по управлению. Сейчас помогаю разрешать споры и конфликты. Ко мне обращаются либо руководители, либо владельцы бизнеса.

photo_2021-08-05_18-17-31.jpg


Какие чаще всего противоречия возникают в бизнесе, которые можно решить с помощью медиации?

А.Н. Покровский: Очень большой круг проблем. Все, что касается договорных обязательств, взаимоотношений между партнерами и акционерами, работодателями и работниками, взаимоотношений с внешней средой, конкурентами, поставщиками, подрядчиками. Да даже медиация с государственными органами. Был пилотный проект в Санкт-Петербурге. Федеральная налоговая служба провела две процедуры медиации с налоговыми органами, даже такие споры можно решать с помощью медиатора.

photo_2021-08-05_18-17-39.jpg


С какими проблемами чаще всего сталкивается медиатор при работе?

А.Н. Покровский: Чаще решает вопрос как вторую сторону усадить за стол переговоров. Это самая большая проблема.

Потому что очень редко, буквально по пальцам могу пересчитать, когда к медиатору приходят обе стороны. Они пару лет в судах друг друга помочили, золотой запас к концу подошел, а результата нет.

Отличие бизнес-конфликтов от межличностных, семейных в том, что их нужно разрешать очень быстро. Они всегда ведутся на деньги собственников. Поэтому, чем быстрее разрешишь, тем больше сэкономишь и заработаешь. Такое бывает крайне редко, чаще всего приходит одна сторона и она не может пригласить вторую.

В российском бизнесе считается не комильфо, когда бились-бились в судах, а теперь давай договариваться.

Значит ты слабый, у тебя позиция слабая, тебя нужно давить. И тут задача медиатора, чтобы вторая сторона согласилась. И это самая большая задача на самом деле.



Теги: Покровский, медиация, съезд общероссийского движения предпринимателей, бизнес



Алексей Покровский

Профессиональный бизнес-медиатор, переговорщик, тренер медиаторов, руководитель практики медиации и переговоров Московской Коллегии Адвокатов «ВердиктЪ», медиатор Центра примирительных процедур (медиации) при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве.