Насколько сейчас медиация популярное направление?
А.Н. Покровский: 27 июля закону о медиации в России исполнилось 11 лет. К сожалению, 8 из 10 человек на вопрос, кто такой медиатор, отвечают, что это пластиковый треугольник для игры на струнных инструментах. Поэтому сказать, что к медиаторам стоит очередь – большое лукавство. Особенно сложно бизнес-медиация приживается, потому что предприниматели сомневаются, они не верят в нее. Большинство из них не знают, что вообще такое направление есть.
После этого бизнес начал как-то поворачиваться в сторону медиации, пошли запросы.
Кто к вам чаще всего обращается?
А.Н. Покровский: Есть разные виды медиации: семейная, школьная, восстановительная. Я целенаправленно специализируюсь на бизнес-медиации. У меня в жизни было 2 попытки открыть свое дело и обе оказались неудачными, к сожалению. Поэтому я решил, что третий раз в эту воду входить не надо. Много лет я консультировал бизнесы либо как адвокат, либо как налоговый консультант, впоследствии консультант по управлению. Сейчас помогаю разрешать споры и конфликты. Ко мне обращаются либо руководители, либо владельцы бизнеса.
Какие чаще всего противоречия возникают в бизнесе, которые можно решить с помощью медиации?
А.Н. Покровский: Очень большой круг проблем. Все, что касается договорных обязательств, взаимоотношений между партнерами и акционерами, работодателями и работниками, взаимоотношений с внешней средой, конкурентами, поставщиками, подрядчиками. Да даже медиация с государственными органами. Был пилотный проект в Санкт-Петербурге. Федеральная налоговая служба провела две процедуры медиации с налоговыми органами, даже такие споры можно решать с помощью медиатора.
С какими проблемами чаще всего сталкивается медиатор при работе?
А.Н. Покровский: Чаще решает вопрос как вторую сторону усадить за стол переговоров. Это самая большая проблема.
Потому что очень редко, буквально по пальцам могу пересчитать, когда к медиатору приходят обе стороны. Они пару лет в судах друг друга помочили, золотой запас к концу подошел, а результата нет.
Отличие бизнес-конфликтов от межличностных, семейных в том, что их нужно разрешать очень быстро. Они всегда ведутся на деньги собственников. Поэтому, чем быстрее разрешишь, тем больше сэкономишь и заработаешь. Такое бывает крайне редко, чаще всего приходит одна сторона и она не может пригласить вторую.
В российском бизнесе считается не комильфо, когда бились-бились в судах, а теперь давай договариваться.
Значит ты слабый, у тебя позиция слабая, тебя нужно давить. И тут задача медиатора, чтобы вторая сторона согласилась. И это самая большая задача на самом деле.