-
применение распространенных знаний о повышении собственной эффективности;
-
умение преднастраивать себя и других для достижения конкретной цели;
-
применение самоутверждающих процедур;
-
формулирование плана достижения цели «если / когда — то / тогда».
№ 1. Понятие собственной эффективности весьма субъективно, поскольку все мы уникальны и, как правило, стремимся к индивидуальности. Сегодня существует множество подходов и безбрежное количество специалистов по личной эффективности, нам доступны неограниченные источники для вдохновения и получения информации, но без целеполагания и желания что-то изменить в своей жизни мало что может измениться, поскольку тренируется то, что тренируется. Мы можем прикупить себе годовой абонемент в самый престижный спортивный клуб, обзавестись дорогой спортивной амуницией, но уровень нашей тренированности не изменится до тех пор, пока мы не начнем тренироваться.
Поэтому здесь целесообразно говорить о привычках, всегда связанных с неким преодолением и самодисциплиной. А тренированная сила воли затрагивает все стороны жизни, существенно повышая ее качество.
Для изменения или претворения в жизнь некой привычки требуется, прежде всего, осознанное решение. Одним из полезных дел для медиатора может быть привычка датировать все свои записи. Или, допустим, — систематически заниматься спортом, поскольку при физической нагрузке затихает «внутренняя болтовня», что весьма важно в нашей деятельности.
По мнению Джейкоба Броновски, «постичь мир можно только действием, а не созерцанием».
№ 2. Тематическое раздолье наблюдается и в выборе способов преднастроек на достижение цели. Речь идет о так называемом психологическом капитале, в рамках которого мы можем оценить собственное ресурсное состояние.
Психологический капитал представляет собой систему, состоящую из 4 аспектов:
-
самоэффективность, под которой понимается уверенность в собственных силах и способность предпринимать необходимые действия для достижения цели или при решении сложной задачи;
-
оптимизм, к которому отнесено создание позитивных установок относительно поставленной цели;
-
надежда — здесь речь идет о целенаправленном движении к цели и при необходимости — возможности смены маршрута, чтобы ее достичь;
-
психологическая устойчивость, подразумевающая способность вернуться к первоначальному состоянию в случае возникновения сложностей.
№ 3. Что касается самоутверждающих процедур, то здесь, прежде всего, следует указать на такой чрезвычайно полезный для медиатора навык, как интеллектуальное ослабление негативных эмоций. Для медиатора важно изучение и понимание эмоций, а также учет их значения. Познания природы эмоционального состояния человека, плюсов и минусов эмоций повышают качество коммуникации и упрощают процесс достижения диалога между участниками медиативной процедуры. А отказ от негативных образов всегда придает силы.
К числу самоутверждающих процедур можно отнести стратегию двух вопросов: «зачем?» и «что делать дальше?».
Задавая себе вопрос «зачем?», мы невольно задумываемся о значимости происходящего, осознаем приоритетность ситуации, требующей нашего участия, и реально понимаем, что же на самом деле пытаются решить участники примирительной процедуры.
Отвечая на вопрос «что делать дальше?» или «какое дальнейшее действие?», можно выстроить алгоритм, который приведет к достижению цели или позволит решить вопрос, провоцирующий конфликт между сторонами.
№ 4. Ну и наконец, поговорим о плане достижения цели: «если / когда — то / тогда». Освоение этой тактики способствует усилению бдительности ко времени или обстоятельствам, поскольку психологически мы склонны вначале замечать благоприятный момент, а затем ассоциировать его с желанным поведением.
Эта тактика весьма эффективна, так как превосходит простые заявления о намерениях или планах что-либо сделать. Проще говоря, речь идет о речевой стратегии — констатации намерения. Например: «Я напишу статью, когда закончу чтение книги».
Если просто поставить перед собой задачу о написании статьи, то эта цель становится размытой: «Когда напишу? О чем будет статья?». Формулирование задачи, как указано в примере, позволяет говорить о сроках исполнения и условиях, при которых она будет выполнена. Ну, и предполагается тематика будущего материала.
Тема тактического интеллекта обширна и многогранна. Уровень мастерства и профессионализма медиатора зависят только от него самого, от желания развиваться и самосовершенствоваться. А потому, как говорил святой Франциск Ассизский, «начните делать необходимое, затем — возможное, и неожиданно вы уже будете делать невозможное».