Тактический интеллект медиатора

Коллеги-медиаторы рассказывают, что с началом профессиональной реализации их жизнь качественно изменилась: они освоили новые навыки, повысилась их самооценка и снизился уровень стресса. Среди таких «обновлений» обратим внимание на тактический интеллект медиатора — то есть способность генерировать способы разрешения конфликтов с учетом интересов сторон.

Кристина Аверина, медиатор-тренер, доцент, канд. юрид. наук, магистр психологии, практикующий судебный эксперт в сфере психологии, руководитель Бюро психолого-правовых решений
Профессионально занимаясь медиацией, посредник невольно осваивает и развивает следующие навыки, относимые к тактическому интеллекту:

  1. применение распространенных знаний о повышении собственной эффективности;

  2. умение преднастраивать себя и других для достижения конкретной цели;

  3. применение самоутверждающих процедур;

  4. формулирование плана достижения цели «если / когда — то / тогда».

 

№ 1. Понятие собственной эффективности весьма субъективно, поскольку все мы уникальны и, как правило, стремимся к индивидуальности. Сегодня существует множество подходов и безбрежное количество специалистов по личной эффективности, нам доступны неограниченные источники для вдохновения и получения информации, но без целеполагания и желания что-то изменить в своей жизни мало что может измениться, поскольку тренируется то, что тренируется. Мы можем прикупить себе годовой абонемент в самый престижный спортивный клуб, обзавестись дорогой спортивной амуницией, но уровень нашей тренированности не изменится до тех пор, пока мы не начнем тренироваться.

Поэтому здесь целесообразно говорить о привычках, всегда связанных с неким преодолением и самодисциплиной. А тренированная сила воли затрагивает все стороны жизни, существенно повышая ее качество.

Для изменения или претворения в жизнь некой привычки требуется, прежде всего, осознанное решение. Одним из полезных дел для медиатора может быть привычка датировать все свои записи. Или, допустим, — систематически заниматься спортом, поскольку при физической нагрузке затихает «внутренняя болтовня», что весьма важно в нашей деятельности.

   

По мнению Джейкоба Броновски, «постичь мир можно только действием, а не созерцанием».

 

№ 2. Тематическое раздолье наблюдается и в выборе способов преднастроек на достижение цели. Речь идет о так называемом психологическом капитале, в рамках которого мы можем оценить собственное ресурсное состояние.

Психологический капитал представляет собой систему, состоящую из 4 аспектов:

  • самоэффективность, под которой понимается уверенность в собственных силах и способность предпринимать необходимые действия для достижения цели или при решении сложной задачи;

  • оптимизм, к которому отнесено создание позитивных установок относительно поставленной цели;

  • надежда — здесь речь идет о целенаправленном движении к цели и при необходимости — возможности смены маршрута, чтобы ее достичь;

  • психологическая устойчивость, подразумевающая способность вернуться к первоначальному состоянию в случае возникновения сложностей.

 

№ 3. Что касается самоутверждающих процедур, то здесь, прежде всего, следует указать на такой чрезвычайно полезный для медиатора навык, как интеллектуальное ослабление негативных эмоций. Для медиатора важно изучение и понимание эмоций, а также учет их значения. Познания природы эмоционального состояния человека, плюсов и минусов эмоций повышают качество коммуникации и упрощают процесс достижения диалога между участниками медиативной процедуры. А отказ от негативных образов всегда придает силы.

К числу самоутверждающих процедур можно отнести стратегию двух вопросов: «зачем?» и «что делать дальше?».

Задавая себе вопрос «зачем?», мы невольно задумываемся о значимости происходящего, осознаем приоритетность ситуации, требующей нашего участия, и реально понимаем, что же на самом деле пытаются решить участники примирительной процедуры.

Отвечая на вопрос «что делать дальше?» или «какое дальнейшее действие?», можно выстроить алгоритм, который приведет к достижению цели или позволит решить вопрос, провоцирующий конфликт между сторонами.

 

№ 4. Ну и наконец, поговорим о плане достижения цели: «если / когда — то / тогда». Освоение этой тактики способствует усилению бдительности ко времени или обстоятельствам, поскольку психологически мы склонны вначале замечать благоприятный момент, а затем ассоциировать его с желанным поведением.

Эта тактика весьма эффективна, так как превосходит простые заявления о намерениях или планах что-либо сделать. Проще говоря, речь идет о речевой стратегии — констатации намерения. Например: «Я напишу статью, когда закончу чтение книги».

Если просто поставить перед собой задачу о написании статьи, то эта цель становится размытой: «Когда напишу? О чем будет статья?». Формулирование задачи, как указано в примере, позволяет говорить о сроках исполнения и условиях, при которых она будет выполнена. Ну, и предполагается тематика будущего материала.

 

Тема тактического интеллекта обширна и многогранна. Уровень мастерства и профессионализма медиатора зависят только от него самого, от желания развиваться и самосовершенствоваться. А потому, как говорил святой Франциск Ассизский, «начните делать необходимое, затем — возможное, и неожиданно вы уже будете делать невозможное».


Теги: