Действительно, в судейском корпусе редко можно встретить безоговорочную поддержку медиации. Причин несколько. Пожалуй, главная заключается в том, что во многих регионах России судьям, в сущности, нечего поддерживать: нет регулярной практики примирительных процедур по судебным делам — даже при наличии медиаторов.
Стартовал спецпроект
В 2020 году Российским государственным университетом правосудия (РГУП) была разработана концепция научно-практического проекта «Примирительные процедуры в гражданском и административном судопроизводстве».
Несмотря на сдержанное отношение судей к медиации, инициативы РГУП были одобрены. С осени 2020 года Проект начал реализовываться при организационной поддержке и содействии Московского областного суда на базе городских судов Московской области. В 2022 году к проекту официально присоединился Арбитражный суд Московской области и один из районных судов Москвы.
Помимо практической работы в рамках Проекта совершенствуются программы повышения квалификации для судей и сотрудников аппарата суда.
Нужно сказать, что тема примирения и медиации традиционно является частью образовательных программ для судей, реализуемых в РГУП. Формат занятий и объем часов зависит от специализации судей, звена судебной системы, стажа работы и прочих факторов.
Бытующее среди медиаторов мнение о том, что судьи совсем не проходят обучение медиации, не соответствует действительности. Хотя нельзя отрицать и тот факт, что объем специализированных лекций и практических занятий в рамках общих программ повышения квалификации небольшой, и тема примирения никогда не была приоритетной.
Разработка специализированной программы
В 2022 году в РГУП была запущена специализированная программа дополнительного профессионального обучения «Примирительные процедуры в практике работы судей районных судов по гражданским делам».
Для разработки программы создали рабочую группу из профессорско-преподавательского состава РГУП, обобщившую опыт обучения судей примирительным процедурам и наработанную в рамках Проекта практику судебных медиаций. В результате был сформирован предварительный тематический план будущей программы.
Дальнейшая работа строилась в два этапа:
-
План и содержание программы прошли неформальное обсуждение с участием судей судов, присоединившихся на тот момент к Проекту. По результатам такого обсуждения был создан опросный лист с указанием тем, подробного перечня вопросов, а также с обоснованием практической значимости этого материала в работе судьи;
-
Указанный опросный лист был направлен в областные и соответствующие им суды десяти регионов России с предложением провести опрос судей районных судов. Судьи могли выбрать наиболее интересующие их темы и вопросы, оставить свои пожелания и комментарии.
Полученные ответы были обобщены и проанализированы. Наибольший интерес судей вызывали процессуальные аспекты примирительных процедур, непосредственно относящиеся к судебной деятельности:
-
процессуальный порядок реализации сторонами права на примирение;
-
статус медиатора, в том числе особенности его взаимодействия с судом;
-
сроки и расходы при проведении примирительной процедуры;
-
результаты примирения и особенности утверждения медиативного соглашения в качестве мирового;
-
особенности документального оформления медиации.
Второй по значимости блок вопросов, вызвавших интерес судей, был связан с отдельными элементами технологии медиации: вопросные техники, техники регулирования эмоционального напряжения, управления переговорами.
Наименьший интерес вызвали теоретические аспекты, история развития примирительных процедур и международных опыт использования медиации, что было вполне предсказуемо. Удивительным оказалось то, что судьи не проявили интереса к тренингу как варианту формы обучения: все деловые игры и упражнения по отработке навыков не были отмечены в качестве рекомендованных для включения в программу.
Чему мы учим
На основании полученных ответов была создана полноценная программа, в которой максимально учтены ответы судей — за исключением пожеланий относительно формы обучения (элементы тренинга и практической работы были сохранены).
Сегодня программа состоит из трех модулей:
-
«Введение в примирительное посредничество: исторический и нормативно-догматический аспекты» — минимально необходимый объем доктрины и правового регулирования для введения в тему.
-
«Правоприменительные аспекты интегрирования медиации в гражданское и административное судопроизводство» — анализ практики примирения (в том числе с участием медиатора) по отдельным категориям дел.
-
«Технология приведения участников судебного процесса к согласию в работе судьи» — практический модуль, нацеленный на формирование устойчивых навыков содействия примирению сторон в форме разъяснения права на использование примирительных процедур и направления на медиацию; а также путем приведения сторон к согласию через применение отдельных инструментов медиации в работе судьи.
Реализация программы
В апреле 2022 года прошел обучение первый поток судей. Обычно судьи самостоятельно выбирают программу повышения квалификации. На данную программу был зачислен 61 судья из разных регионов России. Учитывая нестабильную эпидемиологическую ситуацию в стране, обучение проходило онлайн.
К сожалению, в рамках первого потока обучения не удалось организовать полноценный тренинг — из-за ряда технических ограничений и возникших сложностей. Тем не менее, программа прошла успешно и получила хорошие отзывы.
Следующий поток планируется в октябре 2022 года в очном формате. С 2023 года программа будет расширена.
Часть большой системы
Обучение судей медиации — одно из мероприятий, направленных на развитие практики медиации по судебным делам. Параллельно с обучением судей РГУП готовит профессиональных медиаторов, специализирующихся на урегулировании споров на стадии судебного разбирательства. В рамках практического модуля этой программы медиаторы проходят стажировку в судах:
-
присутствуют при подготовке дел к судебному разбирательству и в судебных заседаниях;
-
информируют стороны о возможности проведения примирительных процедур;
-
при согласии сторон проводят медиации на безвозмездной основе.
Преподаватели РГУП осуществляют методическую поддержку как медиаторов, так и судей для обеспечения максимально эффективного взаимодействия. РГУП организовывает такие стажировки не только в Москве и Московской области, но и в других регионах России.
Три потока медиаторов успешно прошли и защитили практику, некоторым удалось завершить свои первые медиации заключением медиативного соглашения. Многие из участников выразили желание поддержать Проект и продолжить работу в судах для создания устойчивой практики примирения по судебным делам.
Выводы и перспективы
Для создания лояльного отношения судей к медиации необходимы конкретные показатели эффективности примирительных процедур и живая практика. Основываясь на личном опыте могу сказать, что после первой успешно завершенной медиации судья понимает: это возможно; после второй — результативно; после третьей судье понятно, как и какие дела имеет смысл направлять медиатору, а какие нет.
Обучение судей медиации, безусловно, вносит существенный вклад и будет играть свою роль в развитии института примирения, но намного большее значение имеет регулярная практика. Сегодня в РГУП созданы и поддерживаются все элементы системы для ее развития. Есть и первые результаты в виде успешно завершенных примирительных процедур в рамках Проекта.
Пока сложно демонстрировать красивую статистику, но мы убеждены, что в скором времени ситуация изменится в лучшую сторону.