Как это бывает
Франчайзи решил купить франшизу «по акции». На мелкий шрифт внимания, конечно, не обратил — уж больно выгодной казалась покупка, мысли о будущих успехах устраняли любые сомнения и купировали тревожность. А позже оказалось, что требуются дополнительные вложения…Что ж, здесь возможно решить вопросы и самостоятельно. А вот если вы уже вступили в отношения и обоснованно требуете от владельца бренда вернуть переданные ему средства, то смело можно обращаться за помощью медиатора.
Еще раз о важном
Риски в таком бизнесе велики, и многие франчайзи не осознают всей полноты ответственности. А ведь франшиза — это полноправный объект предпринимательской деятельности, который требует вовлечения, особенно на старте. Франчайзи не следует рассчитывать, что за него все сделает материнская компания: нужно быть готовым к деловой активности с поддержкой бренда.
Все важные моменты лучше проговаривать до заключения сделки, потому что, возможно, франчайзи откажется, если поймет: от него требуется больше труда, времени, энергии, денег, компетенций при реализации франшизы, чем он ожидал. Именно поэтому так важно участие посредника, способного нейтрализовать возможные негативные последствия.
Какие же вопросы следует задать при заключении ДКК для снижения рисков?
-
С какими ресурсами франчайзи заходит в проект, он один или с партнерами?
-
Есть или нет опыт работы в предлагаемой бизнес-модели?
-
Денежный фактор: средства свои или заемные?
-
Наличие активов, площадь принадлежащего недвижимого имущества.
-
Темпы планируемого развития: сколько точек он желает открыть?
-
Как он собирается работать — включаясь самостоятельно или нет?
Эти вопросы должны звучать со стороны материнской компании. Но иногда сама эта компания молодая, и еще не имеет большого опыта работы с франчайзи. В этом случае помогут именно эксперт и медиатор.
Материнской компании важно помнить, что франшиза — это не товар, который можно сбыть с рук. С поверившим в бренд партнером франчайзеру предстоит строить бизнес долгие годы.
Рабочие моменты
Далее мы переходим к третьему этапу — к реализации франшизы и возникновению конфликтных ситуаций (это еще не расторжение договора, но уже не взаимная учтивость на старте отношений).
Здесь рекомендуется включение медиативной оговорки во франчайзинговый договор. Такая оговорка предполагает, что работа внутри сети будет строиться при привлечении независимого медиатора, который сможет «разруливать» возникающие конфликты в процессе взаимодействия партнеров, один из которых изначально доминирующий (бренд), а второй находится в позиции «исполнителя стандартов». Однако же стоит помнить, что перед конечным потребителем отвечают они оба.
Закрыть вопрос
И четвертый этап: наличие конфликта, приводящего к прекращению отношений, к расторжению договора.
Оговоримся, что это схематичная формулировка: ситуация может выглядеть и по-другому. Например, сеть продается, идет укрупнение. Кстати, именно с таким вариантом развития событий мы вскоре можем столкнуться в наших экономических реалиях. И вот в этих случаях могут меняться условия договора для франчайзи.
В жесткой ситуации, когда уже есть конфликтность и риск расторжения договора, рассмотрение спора с привлечением медиатора снижает расходы на судебные процессы. При этом идет поиск именно тех решений, которые удовлетворят две стороны.
Если входить в партнерство с медиатором, а далее при развитии франчайзинговых отношений решать вопросы путем переговоров, то четвертый этап может и не наступить: все сглаживается в процессе. Кроме того, при работе с медиатором снижается риск вступить в судебные разбирательства, где франчайзи часто проигрывает вследствие доминирующей позиции правообладателя.
Какие споры могут быть немедиабельными:
- если стороны друг друга не слышат и не желают договариваться;
- если одна сторона уже приняла решение и делает все для его исполнения в стратегии «выиграть-проиграть»;
- если сторонам не важна конфиденциальность или нужен «судебный прецедент».
Мой вам совет
Ну и конечно, не оставлю вас без рекомендаций. Включайте в текст ДКК медиативную оговорку, позволяющую решить конфликтные вопросы в досудебном порядке. Так вы и «лицо» бренда сохраните — что важно для дальнейших продаж, и отношения, и средства, и время.
Для корректной подготовки договора или разрешения споров советую обращаться к специалистам. В частности, поддержку могут оказать в Центре развития франшиз и нематериальных активов московской «Деловой России», у которого заключено соглашение с Высшей Школой арбитража, медиации и права.
По условиям соглашения в наши задачи входит рассмотрение всех кейсов по франчайзингу с привлечением третьей независимой стороны и постепенное обучение профессиональных медиаторов специфике работы на этом рынке. Если медиативная практика будет постоянно сопровождать франчайзинговые отношения, то риски закрываются в самом начале.
Если вы франчайзи и находитесь на этапе выбора франшиз, обращайтесь в Центр и просите участия медиатора в вашей сделке. Тем самым вы снизите риск покупки «псевдофраншизы», то есть франшизы с непроверенной практикой финансовой бизнес-модели.
Если вы франчайзер, попробуйте снизить нагрузку на ваших сотрудников по решению конфликтных ситуаций и уменьшить риск появления недобросовестных / неэтичных партнеров-франчайзи.