А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
А. С. Пушкин
Ирина Свирина, актриса, магистр педагогики искусства, преподаватель сценической речи, актерского и ораторского искусства:
Это один из критериев профпригодности медиатора
Чтобы эффективно управлять процессом медиации, важен голос — ведь он может оказывать серьезное влияние на состояние людей. Если у медиатора высокий резкий и визгливый голос, то он будет нервировать участников спора и формировать напряженную обстановку. И наоборот, низкий бархатистый голос будет успокаивать, создавать атмосферу, способствующую разрешению конфликта. Слабый и робкий голос осложнит управление процессом и налаживание конструктивного диалога со сторонами.
Создание безопасного пространства — важная задача в работе медиатора. Красивая речь в этом помогает, поэтому считаю важными:
-
поставленный голос, звучащий приятно и уверенно;
-
отсутствие дефектов речи, которые отвлекают и мешают слушать и слышать;
-
отсутствие региональных говоров — чтобы создавать нейтральное впечатление;
-
логику речи и владение основами ораторского искусства — чтобы эффективно доносить мысль;
-
хороший диапазон голоса — чтобы говорить выразительно и уметь убеждать.
Екатерина Квартальнова, педагог по технике речи и ораторскому искусству, автор вебинаров:
Это визитная карточка посредника
Медиатор должен уметь донести нужную мысль и быть правильно понятым. Чтобы участники процедуры не испытывали трудностей с восприятием речи, рекомендую посредникам овладеть специальными навыками. Кроме того, «прокачанный» специалист будет более успешно «продавать» себя, поскольку знает, как производить впечатление и отличаться от конкурентов.
Рекомендую использовать в работе несколько простых правил.
1. Темп речи: важно говорить медленно, не тараторить, не забывать про паузы.
2. Дикция: необходимо уделять внимание своему произношению, все звуки произносить четко, не глотать окончания.
3. Дыхание: лучше использовать диафрагмальное дыхание, чтобы говорить громко, но без надрыва и с полноценным звуком.
4. Интонация: расставляйте логические ударения и смысловые акценты, ведь монотонную речь воспринимать очень тяжело.
Дмитрий Марьясов, практикующий юрист и медиатор:
Это способ проявить уважение к клиентам
Четкая и чистая речь — важный фактор в работе медиатора. Деятельность посредника всегда связана с зарождающимся или начавшимся конфликтом. Часто стороны спора приходят на консультацию в состоянии усталости и морального истощения. Они хотят получить ключ к решению проблемы, а не слушать речевой мусор или словесные пируэты медиатора.
Приятен спокойный, ровный, твердый голос с четкой дикцией, а не срывающийся быстрый бубнеж с невнятными звуками или проглоченными окончаниями.
Доходчивость речи значительно повышается, если слова произносятся чуть медленнее и членораздельно, делаются короткие паузы, проговариваются окончания.
Еще один лайфхак — научиться дыханию диафрагмой. Тогда речь не будет прерываться на очередной вдох.
Елена Ашарапова, предприниматель, генеральный директор компании Goodwill Up, основатель Big Goals:
Эффективность на первом плане
Медиатору не нужно красиво говорить. Ему нужно говорить так, чтобы максимально эффективно решить стоящую перед ним задачу.
Красивая речь может отвлекать участников переговоров или раздражать, или как-то иначе мешать процессу. Медиатору важно быть максимально ясным в своих сообщениях, предельно точным в выборе слов и тональности речи, чрезвычайно внимательным к реакциям собеседников.
Полагаю, что отличать речь красивую от эффективной — важнейшая компетенция медиатора.
Марина Воробьева, автор курса Школы ораторского мастерства «Счастье в голосах»:
В разговоре важны потребности собеседника
Сразу условимся, что искусство говорить включает в себя не только владение голосом и речевыми приемами, но также умение слушать и слышать потребности другого человека — чтобы иметь возможность дать то, что ему нужно.
Голос в этом деле — один из эффективных инструментов получения и передачи сведений. Он способен транслировать не только информацию, но и эмоции. Более того, с помощью голоса можно управлять другими людьми. Это как раз те навыки, которые нужны медиатору.
Голос, например, способен воздействовать на внутреннее состояние конфликтующих сторон. Для этого рекомендую использовать прием «зеркало». Если человек напротив находится в истерии — говорите медленнее, размереннее, используйте паузы и мелодику речи. Буквально через несколько минут собеседник успокоится, и вы сможете конструктивно разрешить его проблему.