Несмотря на то, что в России бизнес порой воспринимается как сфера деятельности, оторванная от существования обычных граждан, именно поддержка предпринимателей поможет благотворно повлиять на состояние экономики. За каждым бизнесом стоят не просто люди, которые его основали, но десятки, сотни, тысячи работников и их семей. Сохранение рабочих мест, выплата зарплат как минимум на докризисном уровне – обеспечат достойный уровень жизни трудящемуся населению и сохранят покупательную способность на должном уровне.
Предложений по спасению бизнеса множество, но в нынешних условиях публичная власть должна быть особенно чуткой к общественным настроениям. Бизнес говорит о том, что фактически находится в зоне его интересов и что сможет помочь в преодолении кризиса.
Наши коллеги из разных отраслей предпринимательства высказали свое мнение о возможных способах помощи российской экономике. И хотя достойных предложений было множество, озвучим лишь несколько инициатив:
- ввести в Правительство России должностное лицо в статусе министра, отвечающего за взаимодействие бизнеса и государственной власти. Данное лицо должно иметь реальный опыт предпринимательской деятельности и обладать доверием бизнес-сообщества;
- приостановить действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ до момента определения однозначных критериев легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. На данный момент банк может заблокировать счет или любую операцию, опираясь на свой внутренний, зачастую непонятный для предпринимателя регламент;
- прекратить все проверки в отношении бизнеса – плановые и внеплановые – для всех организаций, без дополнительных условий. В случае причинения вреда здоровью или имуществу гражданина, или юридическому лицу проверка должна проводиться по факту нарушения с необратимостью наказания. Сейчас проверки не способствуют предотвращению нарушений, а лишь увеличивают нагрузку на предпринимателей и коррупциогенность взаимоотношений;
- ввести запрет следственным органам самостоятельно возбуждать уголовные дела за экономические преступления до вынесения судебного решения высшей инстанции по иску налоговой инспекции;
- прекратить возбужденные уголовные дела по неуплате налогов в случае перечисления не менее 30 процентов доначисленных обязательных платежей. Данная мера позволит оздоровить предпринимательскую деятельность в обществе и консолидировать денежные средства в бюджет;
- для уменьшения рисков конфликтности в обществе, связанных с неисполнением договорных обязательств, внедрить обязанность все расчеты между контрагентами вести через аккредитивы либо эскроу-счета. Данное правило предложено также распространить на действие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ. На данный момент государственными органами распространилась практика неоплаты услуг отдельным категориям подрядчиков и контрагентов вне зависимости от оказания услуг и работ;
- предложить всем организациям с использованием иностранного капитала в случае приостановки бизнеса на территории России после 25 февраля 2022 года – в срок не более двух недель возобновить деятельность, в противном случае при нежелании возобновления деятельности – ввести штраф в размере годового оборота на территории России;
- вводить внешнее управление в судебном порядке в организациях, не менее 25% которых владеют иностранные лица недружественных государств, если они прекращают работу в России;
- цены на все энергоносители для российских предпринимателей должны быть снижены на 50% за счет прибыли добывающих компаний;
- все контрольно-надзорные органы должны основной вектор своей работы сместить в сторону консультационно-лицензирующей деятельности, разъяснять и оказывать реальную помощь предпринимателям по отказам в получении лицензий и по устранению нарушений и недочетов;
- ввести временный запрет на штрафы по итогам проверочных действий, происходящих впервые;
- временно ограничить налог на имущество физических лиц в пределах ставки на уровне 0,3-0,5% от кадастровой стоимости. Данная норма может послужить мотивацией для увеличения заинтересованности граждан в приобретении активов и недвижимости на территории России;
- пересмотреть систему сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, в том числе – земельных участков. В случае, если объект не был сдан в аренду в течение года, по нему необходимо провести публичные торги с уменьшением цены для целей более эффективного использования имущества;
- ввести специальные таможенные тарифы для продукции, поставляемой из стран, которые входят в перечень недружественных России стран и территорий;
- приостановить работу единой национальной системы маркировки до согласования дальнейшей работы ее алгоритмов с бизнесом и полного импортозамещения оборудования для маркировки разных групп товаров;
- предоставить возможность бесплатного использования невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в течение первых двух лет с момента передачи предпринимателю для сельскохозяйственного производства – в случае, если данный земельный участок не был востребован для продажи или аренды;
- отменить действие Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Специальная оценка условий труда сегодня – это дополнительный метод административного давления на бизнес;
- разработать понятный и простой механизм (алгоритм) получения сертификации и лицензий, передать его в «одно окно» по примеру работы Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
И хотя сегодня эти инициативы – частное мнение предпринимателей, вполне вероятно, что завтра они смогут воплотиться в нормативных правовых актах и благотворно повлиять на российскую экономику.