Что такое hard skills и soft skills?
Давайте сначала разберемся, каким могут быть навыки. Итак, hard skills – профессиональные, узкоспециализированные, жесткие навыки. Мы осваиваем их, когда постигаем азы профессии. Это, к примеру, умение шить, делать хирургические операции, управлять самолетом.
Soft skills – надпрофессиональные, междисциплинарные, кросс-функциональные, гибкие, мягкие навыки. В их числе: коммуникативные, аналитические, организационные, творческие, этические, психологические навыки, навыки комплексного решения проблем, урегулирования споров, разрешения конфликтов. Всего их насчитывается более тысячи. Сегодня эксперты отмечают настолько высокую важность мягких навыков, что они выходят на первое место.
Критерии разделения навыков на жесткие и мягкие достаточно размыты, поскольку применяются в разных сферах, а сложившийся подход в их классификации весьма условный. К примеру, когда речь идет о навыке урегулирования споров, то для любой сферы этот навык актуален и относится к сфере надпрофессиональных навыков. Однако в деятельности медиаторов этот навык – исключительно профессиональный, поскольку напрямую связан с основной практикой медиатора (урегулирование споров в качестве посредника).
Зачастую первичное обучение в сфере медиации дарит вновь испеченному медиатору «щенячий восторг» от профессии. Однако практика показывает: труд медиатора – сложнейшая работа со множеством составляющих. Получить диплом профессионального медиатора – это не полдела, это только первый шаг на пути к оказанию помощи в гармонизации отношений.
Топ-10 навыков медиатора
Такой рейтинг подразумевает определенную классификацию, которая сама по себе, по мнению Эрика Берна, является ложью. Но мы можем выделить главное как определение маяков для саморазвития или поиска опоры.
- Решение проблем, конфликтов, урегулирование споров, переговорные способности. Умение найти источник проблемы, владение медиативными технологиями, ориентирование в правовых и психологических особенностях медиации в целях преодоления коммуникативных, когнитивных искажений, формирования договороспособности.
- Развитые навыки в основной профессии (юрист, психолог, экономист, инженер и т. д.). Доверие клиента, скорее, гарантировано тому медиатору, который имеет опыт работы в соответствующей спору сфере, кто владеет понятийным аппаратом.
- Коммуникативные навыки – навыки общения. Техники вербализации, работа с манипуляциями, возражениями, убедительность, ораторское мастерство.
- Здоровый образ жизни. Сохранение и улучшение физического, психического, нравственного здоровья, его профилактика.
- Самоменеджмент. Планирование.
- Креативное мышление. Помочь сторонам спора найти взаимоприемлемое решение – значит и самому обладать творческими способностями.
- Нейтральность. Один из базовых принципов медиации, отражающий сущность работы медиатора. Быть нейтральным – это навык, переходящий в качество личности, позволяющий сохранять объективность для помощи сторонам спора.
- Деловой этикет. Пунктуальность, неразглашение конфиденциальной информации, достоинство, проявление уважения, приятный внешний вид, грамотная речь и ведение деловой переписки.
- Клиентоориентированность. Забота о клиенте в стратегии Голубого океана. Ориентир на интересы, потребности клиента. Этическое применение знаний, в том числе из сферы нейролингвистического программирования.
- Открытость к новому, постоянное (!) саморазвитие, самосовершенствование.
В большинстве профессиональных сфер период полураспада знаний составляет всего полгода, далее они начинают устаревать. Поэтому для сохранения конкурентоспособности медиаторам целесообразно обучаться в системе. В условиях многозадачности, хаотичного мира нам необходимо не просто пополнять знания, а совершенствовать навыки с помощью практико-ориентированного обучения, формировать к ним ответственное отношение, чтобы наша деятельность осуществлялась по принципам «не навреди», «делай благо».
Точка зрения
Наверняка кому-то из коллег представится несколько иной перечень важных навыков медиатора, ведь каждый опирается на свою точку зрения. При этом уверена, многим отзовется постулат: не знания, а формирование умений и совершенствование навыков дает нам опыт. И зачастую он приходит через ошибки.
По мнению медиатора Елены Ивановой, полезно учиться как на собственных ошибках, так и пользоваться опытом других специалистов. «Это помогает разглядеть и принять зоны несовершенства, сопоставить свои идеи с соображениями коллег и увидеть возможности реализации своего потенциала». [1] Для этого мы тренируем коммуникативные, переговорные навыки, проводим супервизии, интервизии, используем возможности комедиации.
Источник:
- Медиация как переговоры – рабочий сценарий. Иванова Е.Н. СПб, 2021.