Важные профессиональные качества
Есть ли специальные инструменты в работе медиатора? Направление это достаточно новое, практика нарабатывается, инструменты шлифуются, многие из них пришли из психологии, коучинга и других смежных наук.
Сначала предлагаю рассмотреть несколько важных качеств медиатора, которые будут помогать в выборе наиболее эффективных техник общения:
- умение присутствовать, не терять интерес к клиенту и его ситуации. Высший пилотаж – когда клиенту становится лучше от одного присутствия медиатора, т. е. он так вдохновляет и наполняет пространство, что клиент становится увереннее в своих силах и исходе дела;
- беспристрастность и непредвзятость;
- способность определять стратегию поведения или хотя бы создавать видимость, что медиатор владеет ситуацией;
- развитый навык общения. Медиатору нужно уметь говорить, чтобы его понимали; слушать и давать понять, что услышал; добиваться получения ответов на свои вопросы;
- быть уравновешенным. Быть сосредоточенным и расслабленным одновременно, находиться в состоянии умственного и физического отдыха;
- быть терпимым;
- уметь не реагировать, иметь способность оставаться невозмутимым.
Почти все процессы в жизни можно описать как энергетические. Энергия постоянно движется, а когда возникает проблема - она блокируется и застывает. Это происходит и с эмоциями: когда нам хорошо, мы счастливы, энергии текут плавно, гармонично, а при конфликте возникает блок. Задача медиатора – в процессе диалога, с помощью специальных техник позволить энергии потечь снова.
Рабочие инструменты
Активация проблемы и ее решение – основные задачи медиатора. Чем большим количеством техник владеет медиатор, тем больше вероятность подобрать самый подходящий инструмент для разрешения проблемной ситуации.
К наиболее используемым инструментам относят:
- диалог – когда вы задаете клиенту вопросы, замечаете, что он говорит, делает, и принимаете решения, как быть дальше, какой подход использовать;
- прояснение смысла – выяснение, что люди имеют в виду, какой смысл вкладывают в слова и символы;
- разблокирование – использование списка вопросов, которые медиатор задает клиенту с целью прояснить ситуацию;
- отслеживание нелогичностей – поиск в речи и поведении клиента противоречивой или ложной информации, скрытых предположений, обобщений, пробелов, недооцененных рисков;
- переосмысление – техника работы с силой мысли для изменений к лучшему. Это работа с убеждениями, когда медиатор помогает увидеть проблему с другого ракурса, выводит в ранг задачи или нового смысла;
- «расфиксирование» – техника высвобождения фиксированных идей и превращения их в более гибкие. Фиксированная идея – это некая зацикленность, что правильно только так и никак иначе: «застывший кусочек логики»;
- повторное переживание – техника возврата в прошлое. Речь о том, что однажды мы не справились с эмоциями, а потом вернулись к ним столько раз, сколько необходимо, чтобы «допрожить» и преобразовать их в более полезные;
- рекурсия – это техника, когда медиатор неоднократно задает свой вопрос для получения всех возможных вариантов ответа;
- объединение противоположностей – это техника, при которой медиатор помогает клиенту признать, как свои положительные, так и отрицательные качества;
- возвращение утраченных частей – восстановление частей личности, которые были потеряны. Люди по своей природе целостны. Если человеку кажется, что у него нет какого-то качества, значит, оно в какой-то момент времени было потеряно, и его возможно восстановить;
- процессинг восприятия – работа с воображением клиента. В этой технике главное понять, как личность строит свою реальность. В чем чувствует силу, в чем – ограничения. Медиатор может помочь превратить ограниченный образ в могущественный.
Отмечу, что это далеко не все техники, которые можно использовать в работе медиатора.
Если вы выбрали технику, которая вам показалась подходящей, но результатов нет – меняйте ее. Не теряйте много времени, когда ничего не происходит. Нескольких минут достаточно, чтобы понять, будет ли процесс эффективным.