Светлана Фомина: медиатор не делит жизнь на черное и белое, палитра – очень разнообразная

Благодаря тому, что образование медиатора – дополнительное к ранее полученному высшему, в профессию пришли очень интересные люди, с богатым жизненным опытом. Например, Светлана Фомина – профессиональный медиатор, тренер-медиатор, экономист, канд. экон. наук, юрист, руководитель юридической компании «Адрем», руководитель рабочей группы по бизнес-спорам Общероссийского профсоюза медиаторов, автор курса по грамотному составлению медиативного соглашения в семейной медиации, создатель рабочей тетради медиатора.

Светлана Фомина: медиатор не делит жизнь на черное и белое, палитра – очень разнообразная

Редакция расспросила Светлану о том, как проходило ее профессиональное становление, узнала о жизненных ценностях и важных моментах, о любимом времяпровождении, о предпочтениях в искусстве и о прочем – самом сокровенном.



- Светлана, как складывался ваш профессиональный путь?

- Мое первое образование – финансовое, я почти десять лет работала в области бюджетного контроля в крупной российской компании. Серьезно думала о том, чтобы посвятить себя научным исследованиям, когда училась в аспирантуре и преподавала в вузе. Однако после защиты диссертации погрузилась в интересный проект, реализация которого потребовала знаний в области юриспруденции. Вот тут и случилась настоящая любовь к выстраиванию правовых позиций.

Я – перфекционист, поэтому, если мне не хватает каких-то знаний, иду за ними к профессионалам. Так и оказалась в Российской академии правосудия (прим. – сейчас Российский университет правосудия). И именно в период учебы я впервые услышала о медиации: преподаватель очень увлеченно рассказывал о необходимости и важности этого института. Впечатлилась я сразу, но также быстро и остыла, поскольку в тот момент медиация была абсолютно непопулярным направлением.

Повторный интерес к примирительной процедуре появился осенью 2019 года, когда волей законодателя медиативное соглашение смогло получать исполнительную силу. Тогда я решила получить специальное дополнительное образование.

После окончания обучения было много планов по внедрению новых знаний в практику – но случился локдаун, и пришлось перестраиваться. Я нашла новые возможности: консультировала предпринимателей при Торгово-промышленной палате Москвы по медиативным способам решений конфликтов (тогда камнем преткновения часто становились вопросы аренды), проводила медиации между предпринимателями и работниками в условиях ковидных ограничений. А после активно занималась медиациями по семейным вопросам: суды были завалены исками от супругов, решавших конфликты посредством судебных разбирательств. Именно в этот период приходилось работать особенно напряженно: вела по три медиации параллельно. Но я приобрела значительный опыт, сделала выводы и сейчас выстроила работу нужным образом.


- Обучение в сфере юриспруденции, а затем медиации – каким оно было?

- Каждое мое обучение было интересным и веселым. Конечно, первое высшее образование, студенческие годы в общежитии – это самое запоминающееся время. Молодость, беспечность, испытания дружбой, становление жизненных ценностей – всё вспоминаю с улыбкой.

Юриспруденции училась в более зрелом возрасте. Я уже была замужем, воспитывала двоих детей. Позже к этому добавилась 40-часовая рабочая неделя. Поскольку это второе высшее образование, то среди моих однокурсников не было вчерашних школьников, все сознательно пришли «впитывать» право. У каждого – свой опыт за плечами, каждый – профессионал в первой специальности. И это давало невероятное удовольствие от обучения, нетворкинга, обмена опытом.

Мы серьезно подходили к обучению, потому что преподавателями были судьи, адвокаты, прокуроры. Невероятная сплоченность отличала нас: во время сдачи устных экзаменов ни один не уходил, пока не ответит вся группа. Я всегда первая отвечала на экзамене, а потом в коридоре успевала кратко рассказать содержание сложных билетов. Кроме того, я была старостой, а потому помогала одногруппникам с экзаменами, с курсовыми и рефератами, дипломными работами: нельзя же было краснеть перед куратором за успеваемость. До сих пор мы прекрасно общаемся с моей группой.

Обучение медиации оставило меньше веселых впечатлений, поскольку оно происходило онлайн, и по сути всю программу осваивали сами. Но общение в чатах, юмор сдружили многих из нас, сблизили на почве любви к медиации. И именно поэтому после выпускного экзамена я вместе со слушателями курса учредила национальную ассоциацию профессиональных медиаторов «Паритет».


- Когда вам впервые удалось проявить свои навыки медиатора?

- Все школьные годы я была старостой класса, в других учебных заведениях – или старостой, или представителем профсоюза. Думаю, эти факты говорят сами за себя. С детских лет могла слушать людей, мирить их, сглаживать конфликты, разговаривать и убеждать в необходимости принятия целесообразных решений. Это и есть навыки медиатора.

Даже мое первое самостоятельное дело в суде было окончено подписанием мирового соглашения. И сейчас в каждом судебном процессе, если это возможно с точки зрения процессуального законодательства, я стараюсь предложить оппонентам мирный способ разрешения конфликта. К сожалению, не всегда люди понимают преимущества такого выбора. Но я надеюсь, что ситуация будет меняться к лучшему и популяризация медиации даст свои результаты.



- Используете ли вы медиацию в семье? Насколько важно владеть медиацией, чтобы решать бытовые проблемы?

- Медиацию использую везде – в семье, на работе при общении с сотрудниками и клиентами, в суде, в магазине, на площадке выгула собак, в школьно-родительских чатах. Мне кажется, что любой медиатор вживается в роль переговорщика и уже не отделяет ее от себя. Хотя, конечно, бывают моменты, когда я говорю себе: «Выключай медиатора, включай юриста».

В нашей семье медиация – это уже предмет шуток и каждодневного общения. Услышать фразы от детей в духе: «Мам, ну это же не по-медиаторски…» или «Мам, давай обсудим наши позиции», «Правильно ли я понимаю, что…», – это уже норма. И я очень рада, что нынешнее поколение подростков умеет применять медиативные техники – задавать вопросы, слушать, говорить, рассуждать, применять рефрейминг. Вижу это на примере своих детей и их школьных друзей. Слушаю диалоги и по-настоящему наслаждаюсь. Им это поможет в жизни – и в личной, и в социальной.

Быть медиатором полезно каждому. И, кстати, многие учатся медиации не для того, чтобы работать медиатором, а для себя – чтобы выстраивать диалог в семье, избегать конфликтов на работе или с друзьями. После обучения медиации (особенно – изучения раздела о конфликтологии) не хочется ни с кем спорить: ты знаешь, по какому сценарию пойдет конфликт. Тебе это скучно и неинтересно. Начинаешь ценить экономию ресурсов – и выбираешь вариант мирных договоренностей.


- Расскажите о малой родине: где вы родились и выросли, часто ли бываете в этих местах?

- Родилась я в небольшом городке Лакинске Владимирской области: родители попали туда по распределению после окончания московского института. Там же окончила первый класс. Потом семья переехала в Подмосковье, и уже более сознательные годы я провела рядом со столицей. Окончила школу с золотой медалью, поступила в Финансовую академию при Правительстве России и переехала в Москву.

В Подмосковье сейчас живут мои родители. И, конечно, я часто посещаю их дом.


- Ваши друзья – это в основном юристы, или люди с разными профессиями?

- Прежде всего, я считаю, что у человека не может быть много настоящих друзей, с кем хочется быть и в горе, и в радости. У меня такие есть, что радует.

А вообще в моем окружении и экологи, и химики, и инженеры, и писатели, и журналисты, и оценщики, и экономисты, и стилисты, и фотографы, и риелторы! Я даже всех и не перечислю. Это люди, интересы которых настолько разнообразны, что моему удивлению нет предела.

Конечно, среди знакомых много юристов и медиаторов. Я постоянно учусь, повышаю квалификацию. И каждое обучение расширяет круг общения, это дает мощный заряд профессиональной энергии.

С настоящими друзьями не обязательно разговаривать каждый день. Я, например, могу пару недель вообще не общаться, ведь все в мегаполисе очень заняты. Но точно знаю, что достаточно одного звонка – и мы встретимся. Я надежный друг и откликнусь на первую просьбу о помощи, даже если это элементарное: «Поговори со мной». Мои подруги знают, что выслушать и поговорить – это моя суперсила, «яжмедиатор».


- На что опираетесь в жизни, что помогает выйти из самых сложных ситуаций победительницей?

- Опираюсь на поддержку своей семьи. Это, прежде всего, супруг. Вот уже почти 20 лет он поддерживает любую мою идею.

Несколько лет назад я захотела учиться юриспруденции в серьезном вузе. Нужно сказать, что это не только почти четыре года учебы в выходные, в праздники, по ночам, во время сессий – это еще и деньги, ведь второе высшее образование платное. Я решила учиться, будучи в декрете, то есть без существенного заработка. И оплата обучения первых семестров полностью зависела от того, что решит муж. Он поддержал меня морально, физически взял заботу о детях в выходные на себя, оплатил обучение…

Мой муж вырос в очень дружной семье, и у него прекрасная модель отношений, которую он реализует в жизни. Здесь мы с ним похожи, это прививаем и детям.

Даже если у меня что-то не получается, я уверена, что дома меня поддержат. Когда не знаю, какой выбор сделать, то всегда советуюсь с мужем и родителями. Мы вместе начинаем обсуждать ситуацию, разбирать возможные минусы и плюсы, то есть вслух проговариваем разные варианты…

Поэтому мое любимое направление медиации – семейная. Я очень люблю помогать людям налаживать общение (а не мирить пару, как думают многие). Вы не представляете, какое удовольствие я получаю, когда после медиации и подписания медиативного соглашения у нотариуса бывшие супруги, не разговаривавшие почти год, идут пить кофе и обсуждать вопрос обучения своего ребенка!

Светлана Фомина 2 Large.jpeg
Светлана Фомина – профессиональный медиатор, тренер-медиатор, экономист, канд. экон. наук, юрист, руководитель юридической компании «Адрем», руководитель рабочей группы по бизнес-спорам Общероссийского профсоюза медиаторов, автор курса по грамотному составлению медиативного соглашения в семейной медиации, создатель рабочей тетради медиатора.

- Чем вы увлекаетесь помимо работы?

- Очень люблю читать художественную литературу. Но профессия юриста требует постоянного внимания к профессиональным статьям, постановлениям Пленумов судов, судебной практике и проч. Много времени приходится уделять усилению своих soft skills.

Я – человек дисциплины, поэтому вступила в книжный клуб «Живая книга», в котором дается задание по чтению произведения, выбранного членами сообщества. Очень радуюсь, когда книгой месяца становится детектив, остросюжетный роман.

Еще люблю путешествовать. Переживаю, что уже два года не удавалось провести отпуск за пределами страны. Путешествия по России не практиковала, но теперь, видимо, будем осваивать просторы нашей Родины. В начале мая запланировала поездку в компании коллег-юристов на Алтай.


- Назовите свои предпочтения в литературе, живописи, музыке, кино.

- Люблю классику, но сейчас стараюсь знакомиться с творчеством современных авторов. Литературу пробую на вкус разную. Из последнего понравились:

  • Евгений Водолазкин и его «Лавр», «Авиатор»;
  • Халед Хоссейни – «Тысяча сияющих солнц», «Бегущий за ветром»;
  • книги Дэниэла Киза;
  • произведения Мишеля Бюсси;
  • вся серия Ю Несбё.

Люблю ходить в театр и смотреть спектакли по мотивам прочитанных книг. Недавно смотрела с коллегой в Российском академическом Молодежном театре «Цветы для Элджернона». Произведение, оставляющее неизгладимое впечатление!

Кино тоже люблю зарубежное, особенно скандинавское.

В живописи и музыке нет особенных предпочтений, поскольку с живописью знакомлюсь, когда посещаю город Тарусу – излюбленное место российских художников, а музыку слушаю вместе с детьми во время поездок на автомобиле.


- Как вы считаете, оказывает ли искусство влияние при самоопределении медиатора?

- Безусловно, искусство наполняет жизнь людей. Медиатор не делит жизнь на черное и белое, палитра – очень разнообразная. Современное искусство помогает нам формировать широкий кругозор, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию позиций участников медиации, помогает посреднику быть более эмпатичным, внимательным и даже милосердным.


Теги: