На стадии переговоров
Еще не завершилось мое обучение медиации, а я уже мечтала попробовать ее «на вкус». Возможность представилась быстрее, чем я ожидала. Работая руководителем юротдела крупной компании, я столкнулась с ситуацией, когда должнику категорически нельзя было вступать в судебные споры, а кредитор (компания) ожидал оплату.
На переговорах с должником я произнесла никому не знакомое слово – «медиация». Хорошо, что и мой руководитель, и руководитель должника согласились попробовать процедуру. Медиатора нашли быстро, чего не скажешь о нотариусах в нашем городе. Они не соглашались удостоверять медиативное соглашение, большинство вообще удивленно спрашивало: «Что это такое?». Кроме того, тогда действовали жесткие ковидные ограничения, и многие нотариусы не работали вовсе.
Спустя сутки непрерывных обзвонов и рассылки электронных писем мне пришел ответ: «Добрый день. Можем попробовать. Нам необходимо...», – и далее список на несколько абзацев. Мы ухватились за возможность, не задаваясь вопросом, а имеет ли право нотариус требовать такое. К тому моменту было понятно: подобного не делал никто, специалисты опасаются.
Нотариус стал той стороной, которой формально в процедуре нет, но с которой нужно обсуждать каждую строчку документа. Спустя месяц стороны собрались для подписания соглашения. Отмечу, что ситуация была весьма сложной, и шансов на возврат долга у нас было маловато. Что ж, мы рискнули, дали шанс себе и контрагенту.
К принудительному исполнению
Но увы. Спустя шесть месяцев подали заявление судебным приставам. Как опытный юрист, я готовилась к худшему развитию сценария: или медиативное соглашение не примут, или не признают в нем силу исполнительного документа.
Однако после того, как не без приключений соглашение добралось по почте до приставов, нам поступили деньги в счет исполнения. Я удивилась, поскольку была готова к борьбе...
Спустя какое-то время мы связались с должником, и новости были неутешительными: денег нет, надежд нет, юриста в компании тоже нет. Я снова все взяла в свои руки и предложила начать процедуру банкротства должника.
Банкротная история
Однако это оказалось не слишком простой задачей. Я встретилась с еще одним обстоятельством: в законодательстве нет положений о том, что дело о банкротстве может быть возбуждено на основании нотариально удостоверенного медиативного соглашения. Практики по этому вопросу сначала не нашла. Обзвонила известных мне арбитражных управляющих. Те посовещались с судьями, но результат был неутешительным: суды не готовы инициировать банкротство без судебного решения.
Я продолжала мониторить банкротные дела – и обнаружила решение в Челябинской области. Хотя оно было обжаловано, мы предприняли попытку начать процедуру в своем регионе. И уже на втором заседании с учетом мнения должника суд возбудил дело о несостоятельности. Никаких апелляций!
Банкротные дела, возбужденные на основании медиативных соглашений
- апрель 2021 года, дело № А76-9079/2021, Арбитражный суд Челябинской области;
- апрель 2021 года, дело № А76-9068/2021, Арбитражный суд Челябинской области;
- август 2021 года, дело № А40-154899/2021, Арбитражный суд города Москвы;
- ноябрь 2021 года, дело №А45-30488/2021, Арбитражный суд Новосибирской области.
Недавно увидела еще одну процедуру банкротства, начатую по медиативному соглашению, но уже в Москве.
В общем, мы – одни из первооткрывателей. И на примере нашей практики юристы всей страны будут строить свои позиции.
Не бойтесь действовать, быть в числе первых. Каждый из нас вносит важный вклад в развитие института медиации.