От опоры на закон до фокусирования на интересах
Банкротство организаций направлено на ликвидацию неэффективных предприятий, перераспределение их активов другим собственникам при соразмерном удовлетворении требований всех кредиторов. То есть основная цель – оздоровление экономики. Но на практике зачастую выходит по-иному: процедура усложняется многосторонними длительными конфликтами сторон, злоупотреблениями участников дела и совсем не служит поставленным перед ней целям.
В банкротстве множество сторон: должник, кредиторы, налоговый орган, бенефициары, трудовой коллектив, арбитражный управляющий… И у каждого из них свои, иногда взаимоисключающие друг друга, интересы.
Конфликты в банкротстве разрешаются судом исключительно с точки зрения закона. Медиация же выявляет истинные интересы и приводит участников к решению спора на взаимовыгодных условиях. Также преимуществом медиации традиционно называют экономию времени и ресурсов, включая денежные расходы. Это особенно заметно, когда вместо возбуждения дела о банкротстве должник и кредитор решили пойти в примирительную процедуру. Банкротство ведь может длиться годами и нести за собой серьезные затраты – а вот в медиации спор порой решают за несколько дней или часов.
Противостояние может не иметь ни смысла, ни победителей, в то время как соглашение позволяет получить обоюдную выгоду. Однако статистика утверждения мировых соглашений в судах говорит о том, что стороны готовы скорее воевать, чем мириться: в 2020 году из 102 206 дел мировое соглашение было заключено всего в 1 242 случаях.
Судебная практика
Медиация в российских процедурах банкротства пока единична, однако она имеет большой потенциал. Эта примирительная процедура применяется на любой стадии дела о несостоятельности.
Наиболее эффективна медиация на досудебной стадии: в таком случае она позволяет предупредить возникновение сложного механизма признания должника банкротом.
Однако, если дело о банкротстве уже есть, медиация также возможна. Результатом в таком случае будет медиативное соглашение, в котором стороны могут предусмотреть различные варианты завершения или прекращения банкротства: мировое соглашение, погашение требований кредиторов третьим лицом и т. п. Так, по делу № А33-23579/2015, рассматриваемому Арбитражным судом Красноярского края, суд утвердил медиативное соглашение в качестве мирового.
Юристов наверняка заинтересует вопрос: можно ли возбудить дело о банкротстве на основании нотариально удостоверенного медиативного соглашения. Да, такая практика есть: например, Арбитражный суд Уральского округа в деле № А76-9068/2021 поддержал соответствующую позицию нижестоящих инстанций. По мнению судов, это соответствует смыслу закона о банкротстве:
- нотариально удостоверенное медиативное соглашение имеет силу исполнительного документа, что позволяет осуществлять меры принудительного взыскания без дополнительной судебной оценки;
- способ защиты своего права кредитором путем подачи заявления о банкротстве должника, а не путем принудительного взыскания задолженности посредством обращения в службу судебных приставов, не противоречит действующему законодательству.
Такая позиция представляется спорной и может повлечь ряд злоупотреблений и даже создать новую «схему» инициирования банкротства. В феврале текущего года Верховным судом зарегистрирована кассационная жалоба на указанные судебные акты.
Медиация и банкротство совместимы, но с учетом скудной правоприменительной практики и отсутствия четкого законодательного регулирования этой сферы, говорить о каких-то успешно применяемых механизмах пока нельзя.