Термин «манипуляция», произошедший от латинского «manipulаre», переводится как «оказывать помощь, управлять». В контексте переговоров нас, конечно, интересует психологический аспект манипуляции как воздействия на партнера, носящего скрытый характер и имеющего целью достижение нужного результата.
Манипуляции входят в нашу жизнь с момента рождения. Наши дети вертят нами так же профессионально, как когда-то и мы – своими родителями. Некоторые приемы закрепляются почти как рефлексы, и используем мы их совершенно неосознанно.
Медиатор – манипулятор?
А всегда ли манипуляции носят негативный оттенок? Недавно на вебинаре один из слушателей задал вопрос, можно ли медиатора считать манипулятором. Хочу поделиться своими размышлениями на эту тему.
Медиатор – участник переговоров, у которого есть определенные цели и задачи. При всем равноправии сторон посредник априори участвует в процессе с экспертной позиции. Медиатор обладает навыками, позволяющими распознать манипуляцию, отразить ее, а если необходимо, – то и применить. Но:
-
медиатор не преследует корыстные цели в переговорах;
-
медиатор использует свои навыки только для того, чтобы дать возможность сторонам прояснить интересы, помочь увидеть ресурсы, совладать с эмоциями и вернуться в конструктивное русло.
В общем, я определяю это как бережные манипуляции – помогающие, носящие исключительно созидательный характер, не вызывающие раздражения и не оставляющие у сторон неприятного осадка.
Совсем другая история, когда переговоры проводятся сторонами самостоятельно. В своей практике я не встречала обсуждений без манипуляции. Причем, если углубиться в изучение вопроса о тактике ведения переговоров, складывается впечатление, что это сплошные манипуляции…
Опасное гостеприимство
Попасть в сети манипулятора можно уже и на этапе подготовки к переговорам. И к этому следует подготовиться.
Итак, вас приглашают на территорию оппонента? Будьте осторожны:
- «гостеприимные» хозяева могут предложить обильную трапезу, которая усыпит вашу бдительность и может подтолкнуть к принятию неверного решения;
- в «заботливо» организованном для переговоров пространстве могут поставить обволакивающее мягкое кресло или, наоборот, жесткий и неудобный стул;
- температура в помещении, возможно, будет слишком высокой или низкой.
И таких нюансов множество.
Теперь представьте, что вы сидите после обеда в мягком кресле, в окно светит яркое солнце, жарко, а переговоры по существу еще и не начались... Мне было бы сложно оставаться в ресурсном состоянии.
Самые распространенные манипуляции
А впереди еще много опасных ситуаций, которые иногда называют психологическими тонкостями. Я же называю их прямо – манипуляциями. Всего таких приемов описано более ста, пройдемся по основным.
Обратите внимание, если ваш оппонент:
- Делает безобидные комплименты. «Мы много слышали о вас, как о высококвалифицированном профессионале. / Знаем о вашей востребованности. / Уверены в эффективном сотрудничестве именно с вашей компанией» и т. п. В результате вы можете остаться с комплиментом и сияющим тщеславием, а оппонент – с вполне определенной выгодой.
- Намеренно нарушает ваши личные границы: располагается на очень близком расстоянии или пытается вас «заякорить» (то есть применить широко известный прием нейролингвистического программирования – создание очень прочной условно-рефлекторной связи). Или наоборот: отсаживается подальше и разговаривает тихо, заставляя вас прислушиваться и терять бдительность.
- Специально использует тон, тембр, скорость речи, не способствующие вашему душевному равновесию.
- Практически не оставляет вам времени на обдумывание ответов.
- Намеренно использует некоторые профессиональные термины.
- Затягивает паузы до неловкости.
- Задает следующий вопрос, не дожидаясь ответа на предыдущий.
- Провоцирует вас на определенные эмоции – как правило, на чувство жалости, вины. Либо, наоборот, взывает к вашим великодушию и значимости.
- Использует блеф – один из самых коварных приемов, на мой взгляд, поскольку проверить информацию бывает весьма затруднительно.
- Применяет прессинг по времени. Это могут быть и вполне убедительные аргументы о необходимости скорейшего принятия решения.
- Представляет так называемый выбор без выбора: в свой альтернативный вопрос оппонент закладывает ожидаемый и выгодный для него ответ.
Уверена, у каждого медиатора есть свой список часто встречающихся в переговорной практике приемов манипуляции. Но, главное, что у нас есть навыки, которые позволяют склонить манипулятора к сотрудничеству, не так ли, коллеги?