1. Применение медиативных техник в жизни
Для начала обратимся к статистике выпускников, имеющих статус профессионального медиатора. Не более 10% из них позиционируют себя и практикуют как медиаторы. Остальные отмечают улучшение качества деловой и личной жизни благодаря применению медиативных техник. Значит ли то, что если они не практикуют как медиаторы, то не вносят благой вклад в формирование культуры урегулирования споров, позитивного общественного взаимодействия? Ответ очевиден.
2. Обучение медиативным техникам на мероприятиях
Еще одним подтверждением общественно-полезной деятельности медиатора является проведение информационно-просветительских мероприятий, участие в них.
Только за 2021 год мной проведено более 30 мероприятий, направленных на популяризацию медиации, на превентивные меры в сфере споров и конфликтов. Судьи и работники аппаратов судов, депутаты и муниципальные служащие, подростки и родители, педагоги и руководители образовательных учреждений, судебные эксперты, юристы и другие участники – все они признают пользу и применяют знания о медиации в профессии и в быту.
К примеру, после проведенной тренинг-игры, направленной на профилактику деструктивных конфликтов, судьи отметили, что теперь они, во-первых, понимают, как работать с агрессией, манипуляциями в процессе, во-вторых, имеют четкое представление о работе медиатора и знают, чем он может быть полезен сторонам спора.
Еще пример: после проведенного семинара о медиации депутаты получили действенный алгоритм разговора с собственниками земельных участков и признали его эффективность на практике.
Показательна эффективность медиативных техник при проведении партнерских сессий (так называемых переговорах «на берегу»), а также при оказании помощи в подготовке переговоров.
Поэтому сферу популяризации медиации и профилактики деструктивных конфликтов, на мой взгляд, стоит рассматривать, как сферу деятельности медиатора в том числе.
3. Споры, решенные медиатором до начала медиации
И несомненным фаворитом становятся конфликты, при решении которых вступительное слово медиатора так и не было произнесено, однако спор был урегулирован, и результатом стороны остались довольны.
Яркий пример: оказание услуг дизайнера было приостановлено на три года ввиду отсутствия времени у заказчика. Изначально претензий ни у одной из сторон не возникало, поскольку исполнитель работал по предоплате, оставшийся объем работ был незначительным, а заказчик приостановил передачу необходимой для выполнения заказа информации. Однако через три года у заказчика актуализировалась необходимость завершения проекта в едином стиле именно этим дизайнером – исполнителем по договору.
Ко мне обратился заказчик с просьбой провести процедуру медиации, так как с исполнителем не получилось договориться самостоятельно. Мы провели переговоры, в ходе которых было преодолено сопротивление, сформировано представление о возможностях процедуры медиации, получена обратная связь о видении итогов спора, доведена до сведения необходимость отправки предложения и срока ответа на него.
Далее было отправлено предложение об обращении к процедуре медиации с установленным 30-дневным сроком для ответа. Однако исполнитель в течение трех недель сам восстановил взаимодействие с заказчиком, выполнил основную часть незавершенных работ по проекту, о чем сообщил медиатору. То есть до начала процедуры медиации стороны получили результат, их удовлетворяющий. Помог ли медиатор? Безусловно. Справились ли стороны сами? Да, но сначала посредник применил медиативные техники и помог им преодолеть коммуникативные, когнитивные искажения, сформировал договороспособность.
К сожалению, ввиду конфиденциальности процедуры медиации и отсутствия единого регламента по статистике работы медиатора, такие случаи, с одной стороны, остаются незамеченными, с другой – обесценивают труд медиатора, его вклад в партнерские отношения, развитие институтов семьи, предпринимательства, а также в построение диалога общества и власти.
4. Будущее – за мягкой силой
Как тренер-медиатор я рекомендую начинающим медиаторам приступать к применению медиативных техник, не дожидаясь процедуры медиации как таковой, чтобы почувствовать уверенность, увидеть иной, наиболее эффективный, результат взаимодействия и сформировать ценность медиации прежде всего для себя.
Вся наша жизнь – общение, которое всегда можно наладить, поэтому область применения медиации не ограничена обращением спорящих сторон для проведения процедуры.
Представим, что человек, мечтающий о поездке на Байкал, получил для этого водительское удостоверение и купил автомобиль. Его длительное путешествие наверняка будет более безопасным и приятным, если он до поездки освоит навыки вождения в пределах своего региона.
Благодаря практике применения медиации и обучению медиативным техникам у меня сформировалось стойкое убеждение, что медиация неспроста стала трендом урегулирования споров.
В наше время, когда на смену VUCA-миру* пришел BANI-мир** – хрупкий, тревожный, хаотичный, непостижимый – медиация становится той самой мягкой силой, способной помочь в непростых, спорных, конфликтных ситуациях.
И, согласитесь, когда есть взаимовыгодное решение и эффективный результат, во многих случаях не столь важно, полностью ли проведена процедура или частично; обладает ли посредник статусом профессионального медиатора или применяет медиативные техники в сфере других компетенций.
* – акроним от англ. volatile, uncertain, complex, ambiguous – нестабильный, неопределенный, сложный, неоднозначный.
** – акроним от англ. brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible.