Слово «критика» происходит из греческого языка и означает «умеющий разбираться / способность различать / искусство разбирать, судить». А вот толковый словарь русского языка указывает уже на двоякое значение: 1) обсуждение, разбор чего-нибудь, с целью дать оценку, выявить достоинства и недостатки; 2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков. Получается, у нас есть возможность подходить к критике с разных сторон.
Думаю, профессионалы согласятся, что медиация строится на доверии прежде всего к посреднику, который призван урегулировать спор. Если у стороны конфликта нет доверия, значит, в адрес медиатора, скорее всего, будут звучать критические замечания.
Почему возможна критика от клиента?
Во-первых, из-за недоверия к самому институту медиации. Возможно, стороне, участвующей в споре, не дали четких пояснений о преимуществах и правилах процедуры примирения. А может быть, человек столкнулся с давлением, шантажом и прочим негативным воздействием со стороны второго участника, настаивающего на медиации.
Во-вторых, медиатор может услышать упреки из-за того, что ему просто не доверяют по гендерному принципу. Такие ситуации нередко встречаются при урегулировании семейных конфликтов, когда медиатор — женщина, а скептически настроенный мужчина указывает на наличие сговора между медиатором и его супругой. Ну, или он вообще полагает, что женщина не способна в полной мере оценить масштабы ситуации.
В-третьих, критиковать могут из-за недоверия к уровню профессионализма. Встречаются такие клиенты, которые непременно зададут вопросы о том, как давно медиатор практикует, каков процент успешного примирения и т. п. Поэтому важно быть готовым к вопросам такого рода. Имейте возможность продемонстрировать наглядно свои так называемые «твердые факты» (дипломы об образовании, удостоверения о повышении квалификации и проч.), а также — привести статистику.
Ну и наконец, поговорим о недоверии к действиям, поступкам и помыслам другой стороны. Здесь критика будет лететь в адрес оппонента. Вы можете услышать примерно следующие речевые стратегии: «Я вообще не верю, что с ним (ней) можно о чем-то договориться» / «С ним (ней) никогда ни о чем нельзя договориться, потому что…» / «Я вообще не верю, что при помощи какой-то медиации можно от этого человека чего-то добиться» и т. д.
Встречаясь с критикой от клиентов, следует четко разделять, из-за чего она возникла и что попало в поле критического обсуждения.
Высказывания недовольства возможны и со стороны коллег. Рассматривая эту критику, попробуйте разобраться, какого она рода — конструктивная или нет.
Признаки конструктивной критики:
-
замечания высказываются приватно, так как есть желание помочь, а не сделать больно;
-
критикует человек, который сам хорошо разбирается в том, о чем он говорит;
-
в адресованных вам замечаниях указывается на конкретные детали, на моменты, требующие внимания и коррекции;
-
критикующий предлагает изменение и развитие, а не просто высказывает свое субъективное мнение;
-
как правило, такого рода критические замечания делаются из альтруизма, как уже было сказано ранее, из желания оказать помощь и поддержку.
Неконструктивная критика
Такие замечания звучат, как правило, ради самого процесса выражения недовольства. Их можно распознать по следующим критериям:
-
высказываются человеком, который слабо разбирается в вопросе;
-
высказываются резко и заметно, в т. ч. для окружающих;
-
как правило, в замечаниях много обобщений, либо критике подвергается абсолютно все.
Эта критика встречается в 80% случаев, а причины ее — зависть или глупость.
Советую относиться к критике как к хорошо завуалированному комплименту! Если бы вы не были интересны, то ничего бы подобного в свой адрес не услышали бы.
И помните, как сказал Дейл Карнеги: «Никто никогда не бьет мертвую собаку!»