Как бизнесу выбраться из форс-мажора, или Преодолеть непреодолимое

Мы еще помним ковидные ограничения и запреты. Принимаемые властями меры приводили к срыву сроков и мероприятий, неисполнению сделок. Пандемия бесспорно повлияла на бизнес. А теперь у нас санкции — привычный инструмент европейской политики, также серьезно нарушающий экономические связи.

Рожанский_(1).jpg
Андрей Рожанский, профессиональный медиатор

Что происходит?

Прежде всего, из-за санкций удар ощущают стороны внешнеторговых сделок (нарушается трансграничное сообщение, логистика, европейские партнеры сами ведут к невозможности исполнения условий контрактов). За ним следуют договоры уже внутри страны, реализация которых напрямую зависит от выполнения условий по внешнеторговому контракту.

В этой связи — как по внешнеторговым контрактам, так и по внутрироссийским договорам — могут возникать обстоятельства, влияние которых не позволяет выполнить договорные обязательства. А невыполнение договорных обязательств влечет к возникновению споров и конфликтов. Рушится вся логистика, расторгаются многолетние контракты, и прекращаются партнерские отношения.

 

Преодолеть непреодолимое

С недавнего времени статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации заслужила особое внимание, а раздел договоров, посвященный обстоятельствам непреодолимой силы, стал чуть ли не главным и обсуждаемым.

Из договора в договор долгие времена практически в неизменном виде кочевали условия, посвященные форс-мажору. Казалось бы, указание на них — просто дань привычной форме документа: ведь что может произойти такого необычного? А вот и произошло. Но, как показала жизнь, бизнес не готов к таким поворотам, да и к законодательству появились вопросы.

В массовом порядке бизнес стал обращаться в торгово-промышленные палаты за выдачей заключений об обстоятельствах непреодолимой силы, чтобы спастись от договорной ответственности. При этом статистика показывает, что палаты шли заявителям навстречу всего лишь в 5% от общего количества обращений.

Вопрос, связанный с определением обстоятельств непреодолимой силы, является крайне сложным не только для рядового бизнеса, но и для юридического сообщества. Не всякое землетрясение или пожар, наводнение, эпидемия, решение органа власти, санкции будут считаться форс-мажором, даже если в договоре об этом сказано.

Обстоятельство могут признать непреодолимой силой, если оно одновременно будет обладать признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Оба критерия имеют оценочный характер и определяются экспертным путем либо в судебном порядке. А еще должна быть причинно-следственная связь между наступившими обстоятельствами и невозможностью выполнить обязательства.

В общем, сплошная головная боль для бизнеса. При этом позволю себе напомнить, что при любых обстоятельствах непреодолимой силы, способных привести к конфликту, необходимо отталкиваться не от того, насколько сильна позиция стороны в сложившейся ситуации, а от того, достигнет ли эта сторона своего интереса, используя такую позицию. Ведь форс-мажор может завтра «прийти» и к ней.

 

 

Пойдем в суд или разберемся сами?

Заключение торгово-промышленной палаты о форс-мажоре — лишь юридический документ. Контрагент вправе с ним не согласиться, и тогда условия договора приведут стороны в суд, который будет оценивать такой документ как одно из доказательств. Судебной практики по таким делам крайне мало, а та, что есть, имеет порой противоречивый характер. Так вот суд, опираясь на несовершенное в данной области законодательство и субъективное мнение, может вынести абсолютно законное решение, не учитывающее интересы сторон.

Как известно, любой конфликт заканчивается переговорами. Однако переговоры можно начать, не дожидаясь столкновения. Речь про применение технологии внесудебного урегулирования споров с участием третьей нейтральной стороны. Преимущества этого способа медиаторам известны — это и скорость выхода из сложной ситуации обеих сторон, и управление самим процессом принятия решений, и сохранение конфиденциальности сведений, и удержание репутации на рынке. Очень важно, чтобы об этом узнавали и предприниматели, которые сталкиваются с проблемными вопросами.

Как выбрать медиатора для разрешения таких споров? На мой взгляд, специализация не просто важна, но и обязательна, а в данном вопросе она еще и специфичная. На сегодняшний день порядка 60 региональных торгово-промышленных палат создали коллегии посредников или центры медиации. Многие медиаторы этих центров и коллегий являются штатными сотрудниками и совмещают такую деятельность с экспертной работой по форс-мажору.



Теги: