Примирительная деятельность в Армении: знакомимся с законодательным регулированием

Если кажется, что легально закрепленная медиация в России очень молода, то по сравнению с Арменией у нас было достаточно времени для становления примирительной процедуры. Специальный закон Республики Армения «О примирителях» был принят летом 2018 года — то есть медиации там «стукнуло» всего четыре года.

Примирительная деятельность в Армении: знакомимся с законодательным регулированием

Свободное пространство — миллион возможностей

В 2020 году коллеги сообщали, что, если в развитых странах до 80% споров решают альтернативными способами, избегая суда, то в Армении звучат такие же цифры — но практика складывается с точностью до наоборот. Люди нечасто обращаются к посредникам, а суды пока не слишком высоко оценивают значение примирительной процедуры.

Но отсутствие шаблонных решений — это еще и безмерные возможности строить медиативную практику так, как удобно гражданам страны. Тем более, что законодательная база для этого имеется.

Итак, предлагаем посмотреть, что интересного есть в законодательном регулировании медиации в Армении.

 

Кто может стать медиатором?

В Армении медиаторов официально называют примирителями — этот термин употребляется в законе. Как и в России, примирителем может стать человек старше 25 лет с высшим образованием. При этом существуют еще две категории медиаторов: это бывшие судьи и ученые юристы, соответствующий стаж работы которых — не менее трех лет.

Чтобы стать лицензированным примирителем и попасть в реестр, первой категории лиц нужно будет пройти квалификационный курс по утвержденной Минюстом программе. Либо — представить свидетельство о том, что аналогичный курс пройден ими за рубежом. Для потенциальных лицензированных примирителей предусмотрен квалификационный экзамен.

Бывшие судьи и ученые юристы проходят только собеседование.

Далее квалификационная комиссия выдает свое заключение, и министр юстиции может присвоить квалификацию лицензированного медиатора. Выдаваемый посреднику квалификационный аттестат является бессрочным.

Лицензированными медиаторами не могут стать, в частности, госслужащие; имеющие не погашенную судимость; недееспособные лица; банкроты.

 

Как ведется реестр медиаторов?

В Армении существует единый реестр медиаторов, в который включены все лицензированные примирители. Реестр ведет и публикует на своем сайте Минюст.

Среди представленной информации — биографии посредников, специализация, контакты, сведения о работе примирителя как физлица или в рамках учреждения.

В реестре медиаторов регистрируются и организации, которые оказывают услуги медиации на постоянной основе.

 

СРО медиаторов

В Армении только одна СРО (саморегулируемая организация, в литературе ее называют также самоуправляемой организацией) — и в ее состав входят все лицензированные примирители страны. Медиаторы платят членские взносы.

СРО занимается вопросами контроля деятельности медиаторов, помогает защищать коллективные интересы, способствует соблюдению правил посредниками. Также СРО:

- принимает положения, регулирующие деятельность примирителей;

- определяет средние цены (стороны и медиатор вправе договориться о размере вознаграждения самостоятельно);

- организует повышение квалификации посредников;

- если поступил запрос на назначение посредника, предлагает кандидатуру;

- рассматривает жалобы на своих посредников и др.

СРО может исключить медиатора из своих рядов, если установит грубое (например, дискредитирующее медиацию) или периодическое нарушение (то, которое само по себе грубым назвать нельзя, но его регулярное совершение бросает тень на примирительную процедуру).

 

Интересное в законе «О примирителях»

  • Особенности примирительной процедуры, которую назначает суд, регулируются ГПК Армении. Отраслевая медиация может получать особое регулирование — через другие законы.

  • Если имеется соглашение сторон о проведении медиации, то в суд спор передают только после завершения примирительной процедуры.

  • В законе отдельно оговаривается, что примиритель вправе рекламировать свои услуги.

  • Посредник должен отказаться от проведения процедуры, если понимает, что его участие повлечет нарушение принципов медиации.

  • Принципы в законе названы практически такие же, как в России, — за исключением принципа сотрудничества сторон.

  • СРО медиаторов проводит ежегодные тренинги повышения квалификации длительностью минимум 24 академических часа. Повышение квалификации обязательно для посредников.

  • Закон устанавливает, что медиация должна быть проведена в кратчайшие сроки.

  • В расходы на процедуру закон включает не только вознаграждение, но и понесенные медиатором затраты.

 

Источники:

1.     Оганезова А. В. Институт медиации как альтернативный способ разрешения споров в Республике Армения // Журн. Право и государство: теория и практика. 2019, № 8 (176), стр. 127-129.

2.     Оганезова А. В. Правовой статус примирителя по закону Республики Армения «О примирителях». // Журн. Matters of Russian and International Law, 2019, Vol. 9, стр. 64-72.

3.     Закон Республики Армения «О примирителях» от 13 июня 2018 года, сайт правовой информационной системы Армении.

  

 


Теги: