Об этом редакция поговорила с Антоном Кожемяко — специалистом ТРИЗ 4 уровня, директором Международной Ассоциации ТРИЗ по развитию ТРИЗ для бизнеса и менеджмента, экспертом по сложным продажам на рынке В2В.
- Антон Петрович, ТРИЗ используется бизнесом сравнительно долгое время — и эффект от этого видят даже рядовой сотрудник компании, в которой применяют теорию, или конечный потребитель, получивший продукт с инновационными свойствами.
О том, чтобы ТРИЗ использовали в медиации, пока широко не известно. Однако один из этапов проведения процедуры предполагает мозговой штурм, когда стороны сообща ищут выход из сложившейся ситуации. Споры бывают достаточно запутанными и на первый взгляд — нерешаемыми. Как вы считаете, можно ли в данном случае рекомендовать применение ТРИЗ?
- Мы переживаем революцию мышления. Сегодня успех в бизнесе — это массовое производство качественных идей и их внедрение в сжатые сроки. Массово производить идеи мы давно научились, а вот массово производить качественные идеи — это задача иного порядка сложности. При этом мир нуждается в качественных идеях, и необходима технология для их поточного производства!
В медиации подобный стиль мышления также важен. Ведь конфликты, как правило, не образуются на пустом месте. Умение находить сильные идеи с целью устранения конфликтов — важный аспект в деятельности медиатора.
- Медиатор по общему правилу спор не решает, он лишь организует переговоры. Как полагаете, для использования ТРИЗ в медиации достаточно ли обладать специальными знаниями самому посреднику? Или нужно, чтобы инструментами ТРИЗ владели стороны?
- Даже в работе над крупным проектом с применением ТРИЗ достаточно, чтобы в команде был всего один ТРИЗ-эксперт. Остальные могут и не знать, как «ТРИЗ» расшифровывается — и при этом команда будет эффективно работать под руководством ТРИЗ-эксперта. Остальные участники группы должны быть специалистами в своих областях, это важно.
Так же и здесь: если медиатор понимает, как работает ТРИЗ, он может использовать теорию, даже не объясняя, какими инструментами пользуется.
- Любая ли сложная ситуация в бизнесе, любой ли спор в медиации может быть решен с помощью инструментария ТРИЗ? Или есть какие-то ограничения?
- Хотя ТРИЗ сегодня — важный элемент конкурентоспособности, и только за последнее время команда единомышленников (куда входит и наша организация «Бизнес-ассоциация ТРИЗ») инициировала проекты по внедрению ТРИЗ во множество крупных и средних российских компаний, возможности этого инструментария не безграничны.
ТРИЗ нецелесообразно применять для решения всех без исключения проблемных ситуаций в бизнесе или для разрешения всех спорных ситуаций в практике медиатора. У ТРИЗ есть и обратная сторона — существенные затраты времени на анализ проблемной ситуации. Поэтому применять инструменты теории имеет смысл только, если:
-
рассматриваемая проблемная ситуация имеет действительно важное значение для компании или сторон, пытающихся устранить конфликт;
-
решение данной задачи не очевидно. Как правило, речь идет о ситуации, с которой бизнес или конфликтующие стороны ранее не сталкивались, либо сталкивались, но известные решения невозможно применить в виду каких-то существенных ограничений.
По нашему опыту, подобных задач в компаниях 3-5% от общего потока проблемных ситуаций, требующих решения, однако это небольшое количество важных и «неподступных» задач, как правило, сдерживает прирост не менее 20% эффективности компаний.
- Можете ли вы кратко описать, какие инструменты ТРИЗ применяются для решения бизнес-задач, для возможного использования ТРИЗ в процедуре медиации?
- В целом работа над задачей состоит из пяти крупных блоков, в каждом из которых применяется целый набор инструментов:
-
формулировка и формализация задачи;
-
первичная обработка задачи;
-
модель конфликта;
-
решательные механизмы;
-
проверка полученных решений.
Смысл применения ТРИЗ — в обнаружении такого варианта, когда задача решается при минимуме затрат или при полном их отсутствии.
- Назовите, пожалуйста, примеры применения ТРИЗ из практики.
- Приведу несколько ситуаций, в которых предпринимателям помогли и устранить возникшие сложности, и получить дополнительный положительный эффект.
В одной из крупных компаний встала проблема введения в работу новых сотрудников: на каждого нового инженера требовалось 6 месяцев плюс время опытного наставника, который теряет эти часы для работы по текущим проектам и подготовки нового сотрудника. С помощью ТРИЗ были найдены и внедрены решения, позволяющие втрое сократить время на введение в работу новых инженеров. При этом в качестве процесса компания нисколько не потеряла.
Вот еще один случай. У одного производителя регулярно возникали убытки из-за простоя оборудования, требующего аварийного ремонта. Специалисты ТРИЗ помогли понять, какое оборудование и почему ломается чаще, а также что именно в нем выходит из строя. На предприятии поняли, какие узлы нужно преобразовать и какие изменения произвести в настройках. Интересно, что ранее предприятие ставило другую задачу: как проводить внеплановые ремонты быстрее и с меньшими затратами? Результат — экономия в несколько десятков миллионов рублей в год.
И расскажу об отельном комплексе, персонал которого не справлялся с обслуживанием территории в несколько десятков гектар. При этом было важно не увеличивать численность коллектива и не допускать переработок сотрудников. Инструментарий ТРИЗ позволил сделать ранее казавшееся невероятным: было высвобождено около 2000 человеко-часов без потери качества. Так что специалисты ТРИЗ не только решили задачу, но и помогли сэкономить несколько миллионов рублей в год.
Подробнее об инструментах ТРИЗ читайте в следующих выпусках журнала «Медиатор.РФ».