Психологическая поддержка сотрудников компаний

Как снизить конфликтность? Ответы психологов традиционно начинаются со встречных вопросов: зачем мы хотим снизить конфликтность, что под этим понимаем конкретно, что хотим получить в результате, и все в таком духе. Поэтому предлагаю разобрать определение конфликта — а дальше станет ясно, что руководители коллективов смогут сделать уже сегодня.

Скробан.JPG
Александра Скробан, CEO & founder Центра психологической помощи «Добрая терапия», приложения доступной психологической поддержки «Витамины для взрослых», попечитель инновационного благотворительного центра «Свобода»

Спорьте на здоровье!

Обычно мы желаем избежать противостояний, потому что они вызывают сложные чувства, забирают энергию и даже становятся блокирующими факторами в достижении целей. Однако психологи с этим не согласятся, ведь конфликт — абсолютная норма, естественная и необходимая часть жизни. Выключить ее, во-первых, невозможно, а во-вторых, вредно.

Посмотрите на конструктивные функции столкновений взглядов:

1) развитие коллектива путем вскрытия противоположных интересов, необходимости их изучения и определения необходимых изменений;

2) возможная переоценка прежних ценностей и норм;

3) разрядка напряженности;

4) рождение новых идей, смыслов;

5) сплочение коллектива: в каком-то смысле ссоры нас сближают, мы узнаем друг друга лучше.

 

Конфликт — понятие объемное

Менеджеру стоит понимать природу и психологию конфликта, чтобы влиять на состояние команды. Для начала стоит принять к сведению, что:

  • конфликт — это столкновение противоположных позиций, мнений, идей;

  • конфликт — это важная составляющая взаимодействия людей;

  • у конфликта есть стадии: сама конфликтная ситуация, повод для конфликта, открытое противоборство, разрешение спора. И важно проживать все стадии;

  • предшественником конфликта всегда являются конфликтные ситуации. На этом этапе мы в силах предотвратить развитие конфликта, если не будем его подавлять и избегать, но будем напротив, подталкивать людей к разговору;

  • конфликт происходит только тогда, когда обе стороны понимают, что это конфликт. Как вам такое? Так что без разговора не выйдет — см. предыдущий пункт.

 


Общие рекомендации по снижению конфликтности:

  • не додумывать (в особой зоне риска — онлайн-бизнес);

  • отделять себя от своего поступка, отделять других от их поступков. Не воспринимать сообщение об ошибке как критику в ваш адрес;

  • учиться правильно давать обратную связь (не критиковать). Говорить о позитивных моментах и о том, что вы сделали бы по-другому;

  • для руководителей: следить за общим состоянием коллектива.

 

Долго ли, коротко ли?

Ну, а дальше мы говорим об искусстве менеджмента. Только признав необходимость столкновений и их неизбежность, можем ответить на поставленный вопрос, потому что наблюдать за длительным противостоянием сейлзов и маркетологов, разработчиков и проджект-менеджеров, которое снижает эффективность и расшатывает отношения, — едва выносимое и очень дорогое удовольствие. Здесь, кстати, еще важно понимать, что конфликтуют конкретные люди, а не носители должностей: конфликт всегда личный.

Один из наших управляющих менеджеров специально обучает команду принципам ненасильственного общения. Гораздо проще прожить конфликт, когда разговор идет по существу без перехода на личности, а участники сами формулируют свои потребности и ожидания. А так как мы не додумываем, то выяснить, в чем проблема, можно только в ходе общения.

 

На раз, два, три

Конфликты и ситуации могут быть бесконечно разными, но менеджмент при этом должен быть стабильным и решать ряд стандартных задач.

Первая задача: снизить эмоциональный накал. Если участники общаются без критики, то помнят, что у них общие интересы — успех в достижении целей на пути к реализации миссии компании.

Вторая задача: привести все к данным и фактам (менеджмент опирается на факты, цифры, данные, а не на домыслы и умозаключения; менеджерам важно уметь отличать одно от другого).

Третья задача: прийти к консенсусу.

Имейте в виду, что управление тоном разговора — это не запрет на эмоции, иначе можно усугубить ситуацию.

 

Такие токсичные!

Манипулировать людьми — создавать напрямую или косвенно негативные последствия конфликта, косвенно табуировать выражение несогласия (например, подшучивая над тем, кто высказался против какой-то идеи и поспорил) — значит формировать токсичную среду, в которой люди быстро утратят личную мотивацию, энергию и лояльность. Когда сотрудник не может повлиять на процессы, и его мнение не имеет значения, мы говорим о факторе риска для выгорания целых команд.

Отметим также, что хронический негативный тон заразен (!) и способен отравить группу. Тут важно подумать: человек в команде действительно ищет правды или, скорее, он всегда ищет конфликта как такового. Стоит принимать решения исходя из понимания ценности, которую приносит специалист, и вреда, который он может нанести состоянию группы. Если кто-то тащит в работу свое дурное настроение и ищет разрядки от коллег, это следует пресекать, возвращать человеку ответственность за его состояние. Возможно, работнику нужно дать «принудительный» отпуск, ведь, выгорая, сотрудник становится более бескомпромиссным и склонен видеть все в негативном свете.

 

Профилактика, а не лечение

Многие компании сегодня приходят к тому, что рано или поздно даже очень сильный и мотивированный специалист может выгореть, из открытого к новому стать непримиримо консервативным. А раз в ходе естественных процессов снижается общая эффективность команд, значит, нужно системное решение.

Мы с психологами приложения «Витамины для взрослых» как раз создаем комплексные решения для повышения энергии, мотивации сотрудников и профилактики выгорания. Нужно сказать, что конфликтность — это только малая часть психологических проблем, которые дальновидно и выгодно решать системной профилактикой.

 


Полезно изучить:

    


Теги: