Чем умнее, тем больше сомнений
С синдромом самозванца может столкнуться абсолютно любой человек, даже самый компетентный в своей сфере. Следовательно, это присуще и профессиональному переговорщику. Кроме того, есть закономерность: чем менее квалифицирован эксперт-медиатор, тем больше вероятность отсутствия у него этого синдрома. И наоборот, чем выше профессионализм и экспертность, тем выше вероятность наличия синдрома.
Если переговорщик хоть раз обнаруживал у себя признаки синдрома самозванца, то, скорее всего, он действительно относится к настоящим профессионалам. У данного типа людей особый стиль мышления и повышенная рефлексия, из-за чего возникают психологические барьеры в отношении самооценки. Это порой проявляется вполне безобидно — как неуверенность в себе и нерешительность. А вот если внутренние переживания становятся сильными, то существенно влияют на карьеру и даже на качество жизни.
Для того, чтобы чувствовать себя комфортнее, обрести уверенность в себе и своем профессиональном деле, нужны объективные критерии, с помощью которых специалист точно сможет дать себе реальную оценку.
Профи или псевдопереговорщик?
Только настоящий профессионал может представить, что о нем думают как об обманщике. Он долго подготавливается к своим переговорам, много анализирует, задает себе множество уточняющих вопросов, — словом, занимается «самокопанием».
Псевдопереговорщик не переживает об исходе дела. Его делает счастливым тот факт, что он смог убедить окружающих людей в своей экспертности — путем обмана, например. Его основная задача — просто произвести положительное впечатление.
Настоящего переговорщика отличает скорость исполнения. Да, он может долго готовиться (тут главное не уйти в хроническую непрекращающуюся подготовку), но результат не заставит себя ждать. При этом для профессионального медиатора важен не только результат, но и процесс.
Я не самозванец!
Чтобы избавиться от синдрома самозванца, медиатор должен понимать несколько простых истин.
Во-первых, существует прекрасная фраза: «Я не обязан знать все». Да! Когда вы сомневаетесь в своей компетентности, всегда задумывайтесь, что никто не совершенен. И даже самый опытный переговорщик имеет право на ошибку.
Во-вторых, не берите на себя больше, чем вы способны. Необходимо учитывать, что в жизни всегда будут те, кто знает и умеет больше вас. Но при этом есть столько же нуждающихся именно в ваших услугах — потому что их уровень значительно ниже. Просто нужно найти свою аудиторию (а такие точно есть!). Причем, если вы считаете, что нужно еще научиться и много чего узнать, то ошибаетесь: большинство специалистов может не применять в работе все те знания, которые получает в обучающем процессе. Чтобы повышать свою экспертность, действовать нужно незамедлительно. И, чем сложнее стоят перед вами задачи, тем активнее происходит рост. Помните, что всегда можно обеспечить себя поддержкой извне: к такой практике прибегают даже самые опытные переговорщики.
В-третьих, не бойтесь конкуренции! Если вы будете знать свою уникальность, то, сколько бы ни было на вашем пути переговорщиков, вы будете лучшим. Двоих одинаковых людей не бывает, ведь каждый имеет свой собственный уникальный опыт. Поэтому вы всегда будете полезны как для менее опытных, так и для более опытных.
В-четвертых, не думайте о том, что, чем больше ваш профессионализм, тем больше ваша аудитория. Обычно бывает наоборот: массы не готовы к пониманию и принятию информации от высококвалифицированных специалистов.
Советы психолога: главное
Если распознали у себя синдром самозванца, помните:
● всегда и все можно начать с чистого листа;
● в любом случае есть вещи, которые никто не знает;
● если захотите, вы сможете научиться всему.
Чтобы вовсе не встречаться с синдромом самозванца, знайте:
● ошибаются все. Измените свое отношение к себе и своим ошибкам, позвольте себе их допускать;
● нужно управлять своим мышлением самостоятельно, пока за вас это не сделал кто-то другой;
● если подумали — делайте. Не ждите, что кто-то сделает за вас или задуманное само случится.